Популярность выделяет среди конкурентов. С ней проще найти больше клиентов и повысить цены на услуги. Поэтому личному бренду сейчас уделяют столько внимания. Но важно создать персональный бренд так, чтобы вас воспринимали как специалиста, а не скандальную личность. Рассказываем, как грамотно построить личный бренд и не вызвать раздражения.
Почему личный бренд так важен?
В информационный век на первый план выходит личность. Люди теряют доверие к безличным корпорациям. «Проще поддерживать и развивать доверие с лояльностью к человеку или персонажу», – считает Елена Медведева, руководитель имиджевого отдела агентства Faros Media.
С помощью личного бренда повышается узнаваемость и цена на услуги. Например, есть обычные психологи с сайтами в интернете, а есть Михаил Лабковский.
У него есть личная группа во «Вконтакте», аккаунт на Facebook и канал на YouTube. На Facebook на него подписано больше 300000 человек, 107000 «Вконтакте» и 351000 на YouTube. Он часто появляется в разных передачах на ТВ, с 2004 ведёт программу «Взрослым о взрослых» на «Эхо Москвы». Поэтому его индивидуальная консультация стоит 80000 рублей за час.
Консультант по созданию личного бренда для начинающих предпринимателей Анна Дем называет основные причины работы над своим продвижением:
- Создание конкурентного преимущества (если вы известны, значит, лучше конкурентов);
- Повышение самооценки;
- Развитие навыка самопрезентации;
- Монетизация (можно вести разные тренинги и мастер-классы, монетизировать ролики на YouTube);
- Повышение среднего чека.
Как личный бренд помогает предпринимателям?
Здесь все зависит от типа бизнеса. Если продаете конкретный продукт (доставка пиццы, продуктовый супермаркет, магазин инструментов и т. п.), вашим клиентам будет все равно, кто вы. Павел Дуров в статье сообщества «Клуб директоров» говорит, что клиентов интересует в первую очередь продукт, а не продавец: «Большинство потребителей «Додо пиццы» — не знают, кто такой Фёдор Овчинников. Покупатели в «Магните» не знают Галицкого. И так далее».
Другое дело, если производите нечто невещественное — обучающая информация, интернет-бизнес, услуги. Например, «Сеть студий маникюра Лены Лениной».
Писательница и модель ведет аккаунт в Instagram, поддерживая имидж красивой и успешной светской львицы. Ассоциируя салон с Леной Лениной, клиентки подсознательно надеются, что их сделают такими же красивыми.
Сама Ленина сегодня владеет множеством фирм, которые успешно действуют благодаря имени. Ее регулярно приглашают на фотосессии, различные фестивали. Книги на русском и французском языках активно продаются и переиздаются.
Как создать личный бренд и не вызвать зависть и раздражение?
Первое, что нужно для личного бренда – личность. Прекрасно эту мысль передает заметка из Konovalov journal:
С человека, который строит личный бренд, подписчики захотят брать пример. Если человек не достиг высот в жизни, какой пример с него можно брать?
Несколько простых правил для успешного строительства личного бренда:
1. Определитесь с площадками для общения. Для этого нужно знать, какими сетями пользуется ваша целевая аудитория. Если создаете продукт для молодежи, глупо вести профиль в «Одноклассниках» и обходить стороной «Вконтакте» и Instagram.
2. Дайте людям понять, кто вы и чем полезны. Пример хорошей самопрезентации:
3. Определите образ, который будете подавать в соцсетях. Вы должны быть интересным, ярким человеком, но при этом оставаться собой. Бизнес-тренер Анжелика Стенман считает, что это самое важное: «Если вы придаете эмоциональный окрас речи, используя русский «мат», то будет трудно говорить красиво, как в художественных книгах, в своих соцсетях. Как надолго вас хватит? Месяц, два, может три? Настает момент, когда ваше я возьмет свое. С личным брендом то же самое: вкладывайте в свой бренд то, что делаете с легкостью и на автомате. Не берите чужие модели».
4. Используйте собственный стиль. Манера подачи, язык, мысли должны быть уникальными, интересными, цеплять людей. Например, стиль написания постов телеведущей, журналистки Ирены Понарошку сильно отличается от аккаунтов других «звезд». В ее публикациях нет самолюбования, много иронии, необычных мыслей:
5. Определитесь с контентом. Делитесь с пользователями полезными знаниями, своим опытом. При этом хорошо, если ваши посты будут посвящены конкретным тематикам. Пользователи будут знать, что вы профессионал в этой сфере, и относиться с доверием. Например, Михаил Лабковский в основном пишет посты на психологическую тематику:
6. Заставьте подписчиков думать, что вы близкий человек. Тогда вы не будете вызывать зависть и раздражение. Хороший пример в этом плане подаёт Андрей Захарян, специалист по маркетингу, SMM, копирайтингу. Его посты «близки народу» и оригинальны:
Чтобы приблизиться к аудитории, можно делиться чем-то из личной жизни:
7. Не пытайтесь понравится всем. Анжелика Стенман убеждена: «Ошибочно пытаться всем понравиться, это пустая работа. Бурлящая жизнь вокруг вашего бренда будет источником развития и повышения интереса к вашей личности».
Ошибки при создании личного бренда и как их исправить
- Подражание какому-то бренду или человеку. Не пытайтесь быть кем-то, даже если это человек очень успешен. Будьте собой, если заметили, что подражаете кому-то, перестаньте это делать и найдите свой стиль.
- Непонимание своей аудитории. Если вы заметили, что не слишком много людей вами интересуется, возможно, используете не те площадки для продвижения или пишете о чем-то, что подписчикам не интересно. Проанализируйте ситуацию и начните писать посты правильно.
- Отсутствие продуманной концепции. «К сожалению, не все понимают, зачем необходимо создавать концепцию и почему нельзя просто начать что-то делать. Ведь инструментарий здесь достаточно простой: публикации в СМИ, посты в социальных сетях и искренние истории. Но я уверена, что без продуманной стратегии все усилия будут бесполезны», – считает Анна Дем.
- Нет УТП. Вы должны быть лучше конкурентов. И ваши подписчики должны это понимать. Если не показываете ваше превосходство с первого раза, есть шанс исправиться в новых постах.
- Подписчики не видят ваш фундамент. «Ваша ЦА должны понимать четко и ясно ваш фундамент, и что вы на нем строите. Например, бизнес тренеры в бьюти индустрии: они должны учить строить свой бизнес, салоны красоты и т.д., но очень многие еще учат оформлять странички в инстаграм, обрабатывать фото. Вы можете себе представить, что вы придете к Тони Роббинсу, и он вас будет учить обрабатывать фотографии?» – говорит Анжелика Стенман.
Как измерить эффективность личного бренда?
Чтобы определить, насколько эффективен ваш бренд, нужно сначала определить для себя, зачем он нужен. Пропишите себе несколько пунктов и проверяйте по ним, достигнута ли цель. Например:
- Повышение спроса на услуги;
- Клиенты приходят по сарафанному радио;
- Журналисты берут комментарии для статей:
- Крупные проекты приглашают вас провести консультацию, тренинг, связанный со сферой вашей деятельности.
Личный бренд — хороший способ поднять себя в цене. Создавая его, не бойтесь делать ошибки. Но всегда держите в голове образ, который должен сложиться у подписчиков. Старайтесь быть оригинальным, но не забывайте о своем профессиональном статусе. Тогда люди к вам потянутся.