Каждый год сфера электронной коммерции растет. Например, в прошлом году в США рост составил 15,6 % по сравнению с позапрошлым годом. В США на e-commerce приходится 42% роста всего ритейла! Бурно развивается и е-коммерция с прицелом на мобильные устройства. Онлайн-сервисам приходится адаптироваться, от этого никуда не деться, ведь сегодня с гаджетов происходит больше переходов, чем со стационарных ПК. Очевидно, что стандартные интернет-магазины не так эффективны, как раньше. Из-за возросшей конкуренции сложно привлекать целевую аудиторию. Рассмотрим инструменты, которые приносят результат e-commerce стартапам.
1. Автоматизация маркетинга
Даже магазины с отличным ассортиментом и привлекательными ценами не могут на автомате добиться интереса и лояльности покупателей. Именно маркетинг способствует привлечению целевой аудитории, превращению посетителей в покупателей, росту продаж, повторным продажам и т. д.
Маркетинговые мероприятия включают в себя активное взаимодействие с клиентами, e-mail-рассылку и т. п. Естественно, что в крупных компаниях, учитывая масштабы, осуществление подобной активности требует немалых усилий. Но облегчить задачу можно при помощи автоматизации процесса.
Существуют программы и приложения, позволяющие создавать персонифицированные письма, PUSH-уведомления на мобильных устройствах и т. д. Также можно наладить запланированную (по времени) отправку писем, что тоже очень удобно. Автоматизация может быть использована и для напоминания покупателям, если у них осталось что-то в корзине интернет-магазина, но они так и не оплатили выбранный товар.
2. Продвинутая аналитика
Продвинутая аналитика сегодня означает полную информацию о поведении пользователя, отслеживание его пути. Современные сервисы позволяют понять, откуда именно на сайт пришел пользователь, куда он нажимал и т. д. Подобную информацию можно затем проанализировать, чтобы охарактеризовать поведение человека. Для сбора информации стоит использовать такие сервисы, как Google Analytics, Яндекс.Метрика и т. д.
Данные из Яндекс.Метрики
Аналитические инструменты можно настроить таким образом, чтобы информация собиралась с нескольких источников. Также все это можно интегрировать с автоматизированными маркетинговыми сервисами и прочими инструментами. А если пойти дальше, то можно и вовсе выстроить полноценную автоматизированную систему с передачей данных во все соответствующие отделы компании. Своевременно получая всю информацию, руководство компании и отделов сможет быстро принимать необходимые решения.
3. Персонализация
Пользователям очень нравится персонализация. Сегодня немыслимы случаи, когда интернет-магазин отправляет клиенту рекламное письмо, которое начинается со слов «Здравствуйте, уважаемый покупатель!». Естественно, что везде указывается имя получателя. Но, конечно, это лишь пример базовой персонализации, вершина айсберга. При помощи геолокации сайт выстраивает все необходимые настройки: отображает цену в нужной валюте, выводит информацию на том или ином языке и т. д.
Персонализация через геолокацию на AliExpress
Дальнейшее развитие в данном направлении обеспечивается с помощью машинного обучения (machine learning). Собрав подробную информацию о покупателе, его возрасте, увлечениях и предпочтениях, система может самостоятельно предлагать товары, которые с большой долей вероятности заинтересуют этого человека. К слову, 35% всех продаж на Amazon обеспечиваются именно при помощи системы рекомендаций.
Сочетание аналитики и машинного обучения также позволяет создавать таргетированную рекламу. И это – лишь начало! Специалисты уверены, что возможности в данном направлении практически безграничны.
4. Чат-боты
Чат-боты – относительно новое слово в e-commerce. Популярные онлайн-сервисы активно используют возможности, которые открывают чат-боты. Отличный пример: интеграция Facebook Messenger в Uber. Пользователи сервиса могут заказать машину прямо в окне сообщений. В США с помощью голосовых устройств вроде Amazon Echo можно заказать пиццу в сети Dominos и т. д.
Чат-бот сервиса Tutu в Telegram
В будущем в мессенджерах пользователи смогут заказывать доставку, делать покупки и т. д. В общем-то, в России и других странах для этого уже применяются чат-боты Telegram, открывающие широкие возможности. Существуют и весьма любопытные варианты применения чат-ботов. Например, одна из букмекерских контор принимает ставки на спортивные события при помощи чат-бота в Telegram, обходя блокировки Роскомнадзора.
5. Служба поддержки клиентов, версия 2.0
Серьезной проблемой онлайн-бизнеса является плохая работа службы поддержки. Да, современные технологии позволяют автоматизировать многие процессы. Из-за этого компании иногда забывают о том, что внимание нужно уделять и людям. А если быть точным, то взаимодействию между людьми.
Как правило, компании для организации службы поддержки используют всевозможные чаты и системы на основе e-mail-переписки. Но недостаточно лишь организовать каналы взаимодействия. Нужно еще сделать так, чтобы все эффективно работало.
Раздражение у клиентов вызывает длительное ожидание ответа. Зачастую даже крупные компании экономят на службе поддержки, а специалисты просто не успевают обслуживать клиентов, направляющих вопросы.
Существует и обратная проблема – гиперактивная служба поддержки. Иногда представители компании слишком активно пытаются взаимодействовать с клиентами, заваливая их сообщениями. Подобное поведение тоже может вызвать раздражение и заставить посетителя побыстрее покинуть сайт.
Важно наладить эффективное и умное взаимодействие. Например, можно использовать сервис Giosg, который автоматически открывает окно чата, как только пользователь закрывает корзину, в которой уже находились товары. В этом случае сотрудник службы поддержки сможет своевременно помочь покупателю, если тот столкнулся с проблемами.
6. Защита от мошенников
В последнее время растет обеспокоенность пользователей в связи с участившимися случаями мошенничества. Нередки случаи совершения покупок по чужим банковским картам. Естественно, что все это вызывает недоверие у пользователей, особенно тех, которые плохо разбираются в интернет-технологиях.
Активность мошенников создает проблемы и компаниям, ведь им нужно озаботиться вопросом обеспечения безопасности. Все чаще внедряются системы защиты от мошенников, покупателям предлагается верифицировать покупку. Важно, чтобы такие системы работали, как часы. Ведь может произойти и такое, что система забракует абсолютно нормальные покупки, совершенные обычным пользователем, а не мошенником. Многие пользователи откажутся от повторного совершения операции и выберут другой сайт.
В век технологий конкурентные преимущества получают те, кто активно применяет современные наработки. Интернет-бизнес обязательно должен быть технологичным. Достаточно одного взгляда на Aliexpress.com. Крупнейшая торговая площадка добилась такого успеха не только за счет выгодных предложений, стоит обратить внимание на удобство сайта и многочисленные технические примочки. При этом важно и не перегрузить сайт всевозможными автоматизационными скриптами: он должен быть органичен и удобен для посетителя.
Автор: Анатолий Улитовский, руководитель компании SEOquick.