Аптеки, продуктовые, алкомаркеты и ПВЗ. Вот что чаще всего можно встретить в спальных районах каждого города России. Пунктов выдачи заказов особенно много, так как онлайн-торговля активно развивается. Рассказываем, как открыть ПВЗ и как работает этот бизнес.
Короткая версия для предпринимателей
Как работает бизнес на ПВЗ
ПВЗ (Пункт выдачи заказов) — это место, где покупатели смотрят, примеряют и забирают заказы с интернет-магазинов или маркетплейсов. ПВЗ могут входить в структуру самого магазина или принадлежать отдельным предпринимателям.
Если рассматривать второй вариант, то владельцы ПВЗ строят бизнес на комиссии с каждого заказа. Это может быть процент или конкретная сумма. Чаще всего площадки устанавливают тариф в пределах 5%, но не больше определенной суммы. Например, не более 250 рублей с заказа.
Если говорить про формат ПВЗ, то это или монобрендовый пункт, мультибрендовый пункт от нескольких маркетплейсов или установка постаматов, откуда клиенты сами забирают свои посылки.
Что нужно для открытия ПВЗ
Для начала нужно выполнить юридические шаги:
- Регистрация ИП или ООО. Самозанятые не могут заниматься подобной деятельностью.
- Выбрать ОКВЭД. Для ПВЗ подходят: 47.91(торговля по почте или через интернет, 47.99 (торговля вне торговой точки), 52.10 (складирование и хранение), 82.92 (упаковывание товаров), 82.99 (вспомогательные услуги для бизнеса).
- Выбрать систему налогообложения. Лучше всего рассмотреть упрощенку.
Затем нужно выбрать площадку, с которой хотите сотрудничать. Например, Wildberries предлагает взять готовый ПВЗ или открыть собственный.
У Ozon предлагает предпринимателям открыть ПВЗ самостоятельно в городе или в небольшом населенном пункте.
Яндекс.Маркет также предлагает открываться самостоятельно.
Помещение играет большую роль и нужно постараться, чтобы найти проходное место, которое одобрит маркетплейс или интернет-магазин. Пожалуй, это главная сложность в наше время: ПВЗ очень много и конкуренция очень высокая. Наверное, сами замечали, что чуть ли не в одном доме могут быть 2 ПВЗ от одной площадки.
Кроме этого, владелец ПВЗ должен подготовить пункт выдачи заказов к работе:
- Сделать ремонт.
- Купить компьютер и принтер.
- Закупить канцтовары.
- Сделать вывеску и табличку с режимом работы.
- Подготовить стеллажи или шкафы.
- Установить видеонаблюдение.
В каждом регионе цены отличаются, но, скорее всего, на старте придется выложить 350-600 тысяч рублей, а в Москве или Подмосковье может уйти до 1 миллиона рублей. Плюс нужно учитывать другие расходы:
- Аренда помещения.
- Зарплата сотрудников (на первом этапе владельцы ПВЗ обычно работают сами).
- Налоги и взносы.
Сложно говорить про заработок владельцев ПВЗ. Это зависит от местоположения и от количества заказов. Некоторые площадки субсидируют открытие пунктов, но суммы регулярно меняются. Судя по отзывам, ПВЗ начинает работать в прибыль минимум через 6 месяцев. В сети говорят, что чистый доход в среднем 50-100 тысяч рублей, но он меняется в зависимости от количества заказов на площадке.
С постаматами ситуация более сложная. Ozon ставит свои постаматы, а другие площадки не раскрывают условия сотрудничества и все зависит от места.
Какие есть риски при открытии ПВЗ
Повторим, что в данный момент ПВЗ достаточно много. Это можно определить даже визуально, да и сами маркетплейсы постоянно стремятся открыть, как можно больше точек. Например, Wildberries и Ozon за 2022 год увеличили число точек на 67% и 23%, соответственно. Площадки, конечно же, заинтересованы в открытии новых ПВЗ, так как получают развитие своего бренда за небольшие деньги, а вот для предпринимателей все сложнее: если на небольшой площади несколько ПВЗ, то доходы будут падать. Кроме сильной конкуренции, есть еще 2 минуса:
Негатив от покупателей
Покупатели не всегда понимают, что ПВЗ — это просто пункт выдачи заказов. Поэтому выливают негатив за брак или испорченный товар на владельцев ПВЗ. Это неприятно и не так просто успокоить покупателей.
Зависимость от маркетплейса
ПВЗ не являются самостоятельными единицами и подчиняются площадке. Маркетплейс может регулярно менять условия сотрудничества, а предприниматели не могут на это повлиять. Поэтому стоит аккуратнее подходить к сотрудничеству.
Невозможность влиять на бизнес
С одной стороны, это довольно простой бизнес, так как нужно открыть ПВЗ, зарегистрироваться на маркетплейсе и ждать, что покупатели направляют заказ по вашему адресу. Но с другой стороны, сам владелец никак не может повлиять на выбор покупателя и практически нет механизмом для раскручивания бизнеса.
При открытии нужно просчитать все цифры, чтобы ПВЗ не стали причиной для потери денег. Нужно выбрать проходное место и лучше, если там уже будет сделан ремонт. Плюс лучше наладить сотрудничество с несколькими площадками или сразу открыть несколько ПВЗ, чтобы зарабатывать на объемах.
Коротко для предпринимателя
- ПВЗ зарабатывает на комиссиях, которые маркетплейс или интернет-магазин выплачивают с каждого заказа.
- Можно открыть свой ПВЗ, арендовать пункт у площадки или поставить постамат.
- Маркетплейсы дают разные комиссии и правила постоянно меняются, но часть вложений можно отбить за счет субсидий от площадки.
- Для открытия ПВЗ понадобится в среднем 600 000 рублей.