Бизнес начинается с правового статуса. Даже если гражданин работает один и без сотрудников, то надо пройти регистрацию в ФНС. Рассказываем, какие документы нужны, чтобы стать индивидуальным предпринимателем и кому откажут в оформлении статуса.
Кто может стать ИП
Регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя могут пройти граждане РФ, которые достигли 18 лет. Это основное требование для тех, кто хочет открыть бизнес.
Граждане младше 18 лет тоже могут открыть свое дело, но с 14 лет, а при регистрации потребуют согласие родителей, опекунов или законных представителей. Если родителей нет, то понадобится решение суда, что будущий предприниматель дееспособный.
Иностранцы тоже могут пройти регистрацию в качестве ИП, но для этого нужна справка, что человек законно находится на территории страны, то есть вид на жительство или на временное проживание.
Что нужно для регистрации
Для регистрации нужно заполнить и сдать документы:
- Оригинал паспорта и копии всех страниц. Оригинал посмотрят при приеме документов, а копии нужны для дальнейшего оформления статуса ИП.
- Заявление по форме Р21001. Форму заполняют только при личном визите в отделение ФНС. В этой форме нужно указать ОКВЭД.
- Оплата Госпошлины при регистрации в ФНС или у нотариуса. В 2024 году госпошлина составляет 800 рублей, а в пакет документов нужно положить квитанцию.
Если бизнес регистрируют иностранцы или несовершеннолетние, то они прикладывают дополнительные документы.
Что нужно узнать до регистрации ИП
Перед регистрацией ИП нужно сделать 2 вещи:
- Выбрать ОКВЭД. У каждого вида бизнеса есть код, чтобы контролирующие органы вели статистику и занимались регулированием. Эти коды надо указать при регистрации. Читайте в нашей статье, что такое ОКВЭД и как его выбрать, а здесь смотрите полный список кодов.
- Выбрать систему налогообложения. Если этого не сделать, то ФНС автоматом переведет ИП на ОСНО — самую сложную систему, с обязанностью уплаты НДС. Поэтому ИП лучше выбрать УСН, патент или НПД. При этом на спецрежим УСН нужно встать в течение месяца после регистрации или со следующего календарного года. Для этого придется подготовить отдельное заявление.
- Пройти регистрацию в СФР. Если ИП нанимает сотрудников по договорам ГПХ, то в течение 30 дней нужно пройти регистрацию в качестве работодателя в Социальном Фонде России. Если есть штатные сотрудники, то фонд самостоятельно проведет регистрацию после того, как предприниматель отчитается по форме ЕФС-1.
ИП платят налоги и сдают отчеты. Читайте в нашей статье, как нужно отчитываться перед государством после прохождения регистрации. Вы можете заказать консультацию у специалистов Неба, чтобы подобрать систему налогообложения и понять, как правильно отчитываться. Оставляйте заявки на help@nebopro.ru
Как сдать документы для оформления ИП
Есть 3 способа пройти регистрацию:
- Личный визит в ФНС или МФЦ. Это делают по месту регистрации гражданина, нужно узнать график работы, записаться на прием, а сама регистрация может продолжаться пару недель.
- Сайт налоговой или Госуслуги. Нужна электронная подпись, чтобы подтвердить личность на сайте Госуслуг, но само оформление проходит бесплатно. При этом все равно нужно зайти в ФНС, чтобы подписать документы.
- Нотариус. Процесс оформления можно отдать сторонним специалистам, но это платная услуга.
ФНС рассматривает документы в течение 3 дней, а в МФЦ на это берут 5 дней. Если в заявлении нет ошибок, то затем налоговики пришлют на email свидетельство постановки на налоговый учет и лист из записи в ЕГРИП. Все свидетельства в электронном виде и никаких бумажных документов не выдают.
Могут ли отказать в регистрации ИП
ФНС отказывает в регистрации ИП, если в заявлении будут ошибки, недостоверные данные или нехватка документов. Эти ошибки можно исправить и повторно подать заявление. При этом есть закон, который запрещает становиться ИП в ряде случаев:
- Человек уже зарегистрировал статус ИП. Например, можно быть участником нескольких ООО, а индивидуальный предприниматель получает регистрацию один раз.
- Суд закрыл прошлое ИП меньше года назад. Например, предприниматель не платил налоги и его признали банкротом. Если он захочет снова пройти регистрацию через 6 месяцев, то ничего не получится.
- Человек получил запрет быть ИП и срок не закончился.
- Налоговики удалили сведения из ЕГРИП и после этого не пошло 3 года. Например, предприниматель не сдавал отчеты, не отвечал на требования, и за это его удалили из реестра. Новый статус можно получить только спустя 3 года.
Что еще нужно сделать после регистрации ИП
Если гражданин получил статус ИП, то после этого стоит сделать еще 4 шага:
- Подать заявление на спецрежим. Налоговики автоматом ставят предпринимателя на режим ОСНО. Поэтому сразу после регистрации надо подать заявление, чтобы отчитываться на УСН, Патенте или НПД. Это делают в ФНС или через системы ЭДО. Можно сделать в онлайн-бухгалтерии Небо.
- Открыть расчетный счет. ИП может и не открывать счет, но если клиенты будут платить картами или с помощью терминалов, то придется это сделать. Например, можно открыть счет в Модульбанке, где есть бесплатный стартовый тариф и возможность перевода в другой банк без комиссии.
- Зарегистрировать онлайн-кассу. Это обязательное условие, если открываете торговую точку или продаете маркированные товары.
- Пройти регистрацию в реестре МСП. Государство разрабатывает льготные программы для малого бизнеса, но для этого нужно быть участником специального реестра. Подробнее читайте в нашем материале.
И если вы ведете бизнес, для которого нужны лицензии и регистрация, то нужно этим заняться.
Коротко для предпринимателя
Оформить статус ИП можно лично в ФНС и МФЦ, а также онлайн на Госуслугах или сайте налоговой.
ФНС рассматривает заявление в течение 3 дней, а все разрешения выдаются в электронном виде.
В регистрации откажут, если найдут ошибки в заявлении или гражданин не имеет права быть ИП по закону.