В мире с помощью краудфандинга финансируют стартапы и собирают деньги на зарплату в период коронавируса. Рассказываем, как «народное финансирование» помогает малому бизнесу в России.
Что такое «краудфандинг»?
Термин «краудфандинг» происходит от двух английских слов, означающих «толпа» и «финансирование». Впервые термин прозвучал в 2006 году в статье американского исследователя и журналиста Джеффа Хоуи, хотя на практике принцип народного инвестирования попробовали еще в 1997 году: поклонники музыкального коллектива Marillion пожертвовали свыше $60 000 на организацию тура по США.
Сегодня краудфандинг используют для самых разных целей:
- запуск производства и продаж;
- организация благотворительных, культурных или коммерческих мероприятий;
- сбор помощи нуждающимся;
- поддержка компаний или отдельных лиц;
- инвестиционные и политические цели.
Как это работает?
Принцип общественных сборов прост: инициатор описывает идею и способ реализации, а заинтересованная аудитория отправляет деньги в поддержку этого начинания. Взамен инвесторы получают:
- бонусы или вознаграждение (reward crowdfunding): скидки, призы от партнеров, визит на производство и за кулисы и т. д.;
- долю от будущей выручки (debt crowdfunding);
- долю проекта или продукта (equity crowdfunding), наиболее близкий аналог – схема акционерного общества.
В России на краудфандинговых площадках используются следующие направления финансирования:
- «Все или ничего»: автор ставит финансовую цель и определяет срок сборов. Если к нужному моменту деньги собрать не удастся, инвесторам возвращают все пожертвования.
- «Оставить собранное»: при любом исходе деньги все равно остаются у инвестора, за вычетом комиссии краудфандинговой площадки.
- «Награда»: инвесторы собирают вознаграждение для команды, которая готова взяться за реализацию идеи. Обычно так поддерживают любимых музыкантов, разработчиков игр, писателей.
- «Свободная цена»: автор выставляет готовый продукт, а инвесторы самостоятельно определяют его ценность.
- «Благотворительность»: деньги безвозмездно жертвуют на некоммерческие проекты – организацию спортивных мероприятий, закупку подарков в детские дома, на поездки врачей в отдаленные деревни и т. д.
За организацию сборов отвечают краудфандинговые платформы: они предоставляют инструменты для перевода денег, обеспечивают чистоту и гарантии сделки, а взамен берут определенный процент с полученных пожертвований.
Чек-лист для привлечения инвесторов
Если банковские кредиты кажутся непосильной финансовой нагрузкой, а для развития бизнеса нужны деньги, попробуйте создать свой проект на одной из краудфандинговых площадок. Чтобы инициатива была успешной, важно придерживаться простых правил:
- Проработайте план. Четко продумайте, как и куда направить собранные средства.
- Составьте убедительное обращение к инвесторам. Нужно заинтересовать незнакомую аудиторию, убедить людей потратить личные сбережения на финансирование вашей идеи.
- Изучите плюсы и минусы существующих платформ. Выберете ту, что максимально соответствует вашим целям. Зарегистрируйтесь и запустите проект.
- Предложите бонус или вознаграждение за пожертвование. Это может быть бесплатный образец продукта, сувенир или что-то иное.
- Расскажите о кампании по сбору денег максимальному количеству людей. Стоит задействовать социальные сети, родственников и знакомых, воспользоваться оригинальными способами продвижения – например, запустить флешмоб в поддержку проекта.
- Активно поддерживайте собственную инициативу: отвечайте на вопросы с позиции профессионала, общайтесь с заинтересованными людьми в соцсетях, постарайтесь воодушевить аудиторию.
Российские площадки не оценивают способность организатора создать новый продукт, завершить проект, организовать мероприятие, поэтому участникам предстоит самостоятельно доказать аудитории свою честность. Площадки гарантируют, что организатор — это реальный гражданин или юридическое лицо, но не несут ответственности за то, как будут использоваться собранные деньги.
Какие площадки есть в России?
Среди российский краудфандинговых платформ есть и почетные «старички», и амбициозные «новички». У каждой есть собственные правила, поэтому перед стартом проекта будет изучить индивидуальные особенности популярных площадок.
Boomstarter.ru
Сайт начал работу летом 2012 года. Запустить сбор могут совершеннолетние граждане РФ, имеющие рублевый счет в банке. Под запретом проекты, за которые инвесторы могут получить премию в виде денег или доли в бизнесе.
Особенности:
- удобный конструктор для создания стартапа;
- большая аудитория;
- комиссия взимается только с успешно завершенных проектов.
Среди проектов-рекордсменов – «Биван» от Николая Белоусова. На создание надувного дивана автор просил 1 млн руб., но вдохновленные инвесторы пожертвовали в 3,8 раза больше.
Planeta.ru
История площадки началась с музыкального проекта – участники группы «Би-2» собрали более 1,2 млн руб. на выпуск нового альбома. «Планета» считается наилучшим выбором для творческих людей – в числе лидеров находятся музыкальные, общественные проекты, а также стартапы в области киноиндустрии и литературы.
Особенности:
- мультифункциональный сервис с трансляциями мероприятий, онлайн-покупками;
- начать сборы могут и иностранные граждане;
- под запретом коммерческие и политические программы;
- комиссия 5%, если проект собрал более половины требуемой суммы, то вознаграждение возрастает до 10%;
- автор может один раз продлить срок сбора денег.
Рекордсменом по сбору в категории «Бизнес» является «Тайяки». Инвесторы пожертвовали более 1,3 млн руб. на запуск московского кафе, в котором можно попробовать японские десерты и традиционный стрит-фуд.
StartTrack
Оптимальный выбор для малого бизнеса. Сервис начал работу в 2013 году и стал первой площадкой, которая собрала более 90 млн руб. с помощью краудфандинга на собственное открытие.
Особенности:
- авторы должны каждые две недели обновлять информацию по проекту – публиковать бизнес-показатели, сведения о доходах;
- инвесторы получают доли в успешных проектах;
- для участия необходима аккредитация;
- инвесторы могут предлагать идеи для улучшения инвестиционной привлекательности проектов.
Из последних проектов можно отметить Fintech-сервис PimPay, собравший более 90 млн руб., или интернет-магазин косметики Елены Крыгиной, получивший более 13,2 млн руб. от инвесторов.
Кому подойдет краудфандинг?
Наиболее активно инвесторы вкладываются в необычные бизнес-проекты, связанные с компьютерными играми, книгами, товарами для спорта и отдыха, предметами интерьера. Стабильно собирают свою аудиторию и социальные предприниматели.
Возможно, вас вдохновят успешные примеры с «Бумстартера» и «Планеты.ру»:
- Айдар Хайруллин из Уфы собрал более 700 тыс. руб. на создание зарядного устройства для телефона, работающего от огня. Комплектующие для чудо-печки производят 6 российских заводов и одна компания из США, а купить готовое устройство можно на «Бумстартере».
- Паблик New Making Studio получил 9,7 млн руб. на создание настольной игры: по данным журнала Forbes, доход от продаж составляет до 400 тыс. руб. в месяц.
- Лариса Петракова из Москвы собрала более 250 тыс. руб. на открытие магазина в формате zero-waste. Проект отметили даже в публикации National Geographic.
- Юрий Ярцев из г. Химки собрал свыше 400 тыс. руб. на учебный онлайн-проект для подростков-стартаперов: весной этого года пять команд приняли участие в образовательном марафоне и получили материальную помощь от спонсоров.
Если у вас есть идея для бизнеса, то вы можете привлечь финансирование с помощью краудфандинга. Главное, рассказать о проекте ярко, доступно и оригинально.