Про автоматизацию бизнеса говорят часто, но иногда создается впечатление, что это подходит только крупным компаниям. Это не так, и даже небольшие предприниматели могут поручить рутинные задачи электронным сервисам. Рассказываем вместе с экспертами, какие направления можно автоматизировать в 2025 году.
Маркетинг и реклама
Бизнес для этих направлений активно используют различные варианты автоматизации с использованием искусственного интеллекта. Например, сервисы аналитики для маркетплейсов дают возможность составлять уникальные описания товаров с использованием ключевых слов, а также дают данные для планирования закупок и продаж. Такие возможности есть у сервисов Sellmonitor, MPstats, SellerFox, Moneyplace и других.
Отделы маркетинга активно используют чат-ботов, которые забирают у менеджеров рутинные задачи и встречают покупателей на первых этапах воронки продаж. Чат-боты могут ответить на любые вопросы 24 часа в сутки, сориентировать по продажам и ответить на самые частые вопросы. Чат-бота можно собрать на платформах BotHelp, Chatforma, SaleBot.
Нейросети дополнительно помогают создавать креатив для рекламных кампаний, иллюстрации для товаров и проектировать сайты-визитки.
Читайте в нашей статье про основные возможности нейросетей для малого бизнеса!
Продажи
Инструменты для маркетинга и рекламы помогают в продажах, но бизнес использует автоматизацию также для анализа работы с клиентами. Например, сервисы аналитики звонков на основе искусственного интеллекта.
Сервисы не просто записывают звонки, а дают анализ о проблемных местах, использовании стоп-слов, слов-паразитов и моментов, которые могут снизить продажи. В России представлены сервисы Imot.IO, Voice AL, Speech Analytics.
Возможности сервиса аналитики звонков. Источник: https://imot.io/
CEO и Co-Founder HyperSales Анастасия Архипова рассказывает, что можно автоматизировать в отделе продаж:
«По экспертным оценкам до 30% работы в отделах продаж являются рутинными операциями, которые можно автоматизировать с помощью современных ИТ-решений на основе ИИ. Оцифровывая часть процесса продажи, бизнес сразу получает несколько важных преимуществ: ИИ-решения могут круглосуточно отвечать и обрабатывать входящие заявки, и не совершать ошибки из-за усталости или невнимательности (актуально для работы в разных часовых поясах), они могут интегрироваться с CRM-системами и учитывать контекст предыдущих коммуникаций с клиентом для персонализации предложений, к тому же бизнес получает стабильную и четкую фиксацию клиентских данных и запись коммуникаций, чтобы использовать аналитику для более точного сегментирования базы или даже модификации продукта/услуги. Их идеально использовать для реактивации “спящей” базы клиентов — нам удавалось получать от +5% до +15% к объему заказов у бизнесов разных ниш при введении такой практики».
Ecommerce
Выше мы писали про, что селлеры составляют тексты для карточек товаров при работе на маркетплейсах. Для торговли на электронных площадках также актуальны сервисы, которые помогают продавать из одного личного кабинета на нескольких ресурсах. Например, платформы SelSup, eCom Platform, Insales.
Руководитель отдела продаж по каналу eCommerce в компании «Постнофф и Ко» Дмитрий Шевцов объясняет, как работают эти сервисы:
«Сегодня автоматизация бизнес-процессов в eCommerce уже не просто удобный инструмент, а практически обязательное условие для успешного развития. Ведь вместо того, чтобы заниматься рутиной и тонуть в бесконечных мелочах, продавцы могут направить свою энергию на продвижение товаров, анализ продаж и рост прибыли. Эти сервисы помогут создавать карточки товаров одновременно на нескольких площадках, анализировать статистику по продажам из единого окна, считать прибыль с помощью встроенного калькулятора, а также сравнивать маркетплейсы между собой и понимать, где перспективнее работать в данный момент».
Маркетплейсы ведут рейтинги продавцов, которые влияют на продвижение. При составлении рейтинга учитывают отзывы покупателей. Поэтому важно давать своевременные ответы и выделять негативные отклики, чтобы быстро давать обратную связь. В этом помогут сервисы Otveto или Ripley, которые дают моментальные и согласованные ответы.
Работа с персоналом
Автоматизация развивается при работе с персоналом при поиске подходящих кандидатов. В России кадровый голод, и поиск подходящих работников становится важной задачей, где важно отобрать специалистов с релевантным опытом.
Вторая задача — контроль работы действующих сотрудников. Например, не просто отслеживать отработанные часы, а вести кадровый учет и автоматизировать расчет зарплаты.
Генеральный директор «Обучу.Онлайн» Екатерина Лебедева рассказывает про сервисы, которые помогают с этими задачами:
«Например, сервис Huntflow автоматизирует подбор сотрудников. Публикуйте вакансии, собирайте отклики и легко сортируйте кандидатов: не нужно вручную разбирать резюме, видно, кто на каком этапе найма, благодаря визуальной воронке. Кроме этого, сервис легко интегрировать с основными работными сайтами.
Для управления команды можно использовать HR-BOX. В сервисе полный набор инструментов для работы с персоналом. Доступны автоматический расчет зарплаты, инструменты для оценки работы и вовлеченности сотрудников».
Бухгалтерия и финансовый учет
Если предприниматель работает на УСН 6%, то онлайн-бухгалтерия Небо поможет автоматизировать рутинные задачи бухгалтерского учета. Например, при автоматической загрузке банковских выписок рассчитывается сумма налога и формируется декларация по УСН.

Настройка автоматической загрузки банковской выписки в Небе.
Пользователи используют сервисы, которые помогают автоматизировать финансовый и управленческий учет Например, Планфакт, Финтабло, Adesk, Финолог помогают распределять денежные потоки, помогают управлять расходами и доходами и предупреждают про опасные тенденции.
Небо — это удобный сервис для сдачи отчетов в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат.
Управление бизнесом
Автоматизация становится инструментом, который помогает контролировать бизнес, давать общую аналитику эффективности и выстраивать рабочие процессы. В 2025 году инструменты доступны в том числе и малому бизнесу при управлении складами и запасами, при взаимодействии с клиентами (CRM-системы, обработка запросов), маркетинге и продажах (анализ данных, управление), производстве (контроль процессов), а еще — для аналитики и отчетности.
СЕО «Облакотека» Максим Захаренко рассказывает, какие сервисы автоматизации востребованы у российских предпринимателей:
«Для малого бизнеса автоматизация актуальнее всего в торговле, как в розничной, так и для оптовиков. И это не просто удобство, но и реальная экономия времени. Например, у нас в облаке есть 1С. Это значит, что можно не только работать из любого места, но и автоматически экономить на ресурсах. У нас есть функция, которая позволяет “выключать” виртуальные машины на ночь и в выходные, если система в это время не нужна. Все автоматом: настроил один раз, и сервис сам останавливает ресурсы, когда они не используются. Это особенно удобно для небольших компаний, где каждая копейка на счету: можно сэкономить до 30% от затрат на IT. В топе, конечно, Bitrix24, разработанный в РФ. Очень популярен среди представителей малого бизнеса amoCRM, это тоже российский продукт. Хорошо зарекомендовала себя отечественная платформа автоматизации маркетинга Passteam».
Автоматизация доступна для самых небольших бизнесов, но важно правильно ставить задачи и понимать, какие процессы необходимо автоматизировать. Иначе сложится ситуация, когда предприниматели тратят деньги на сервисы, которые не используют.
Эксперт в области автоматизации Илья Ермилов рассказывает, что нужно учесть при внедрении автоматизации:
«Большинство сервисов теперь не требуют глубокой технической экспертизы: вы просто заходите в приложение или платформу, подключаете нужные функции, и вуаля — задачи теперь выполняются практически без вашего участия. Для малого бизнеса важно одно: учиться принимать технологии не как замену людям или ручному труду, но как необходимую составляющую гибкости и конкурентоспособности. Вот здесь важно помнить: в автоматизации действует принцип «лучше меньше, да лучше». Например, нет смысла выстраивать внушительный фронт технологий, если половина вашего трафика приходит из живых рекомендаций. Но если значительная доля продаж идет через онлайн, не обойтись без автоматизированных рекламных кампаний, инструментов аналитики и управления аудиториями».
Главное для предпринимателя
- Автоматизация — ИТ-сервисы, которые помогают решать рутинные задачи без участия человека. Решения активно внедряют в рекламе, маркетинге, управлении, продажах и аналитике. Многие сервисы работают на основе искусственного интеллекта.
- Сервисы бывают платными и бесплатными. Часть инструментов доступна в рамках систем, которые используют для общей работы с бизнес-процессами.
- Автоматизация доступна малому и среднему бизнесу.