Для разовых сделок договор можно объединить со счетом на оплату – в такой счет-договор вносят количество и стоимость товаров, условия поставки. Единой формы документа нет, поэтому рассказываем, как правильно оформить договор и предусмотреть юридические риски.
Короткая версия для предпринимателя
Особенности счета-договора
Начнем с юридических терминов: договор – это соглашение нескольких лиц выполнить обязательства перед друг другом. После подписания стороны обязаны выполнить условия, оговоренные в документе. Однако счет-договор уже содержит в себе оферту, поэтому в некоторых случаях акцептом (согласием на сделку) может быть платеж за товар или услугу, а также одобрение оферты в ответном сообщении.
В счете-договоре прописывают минимальные условия, при выполнении которых соглашение считается выполненным. Там же указывают и банковские реквизиты для перевода денежных средств. Обычно документ готовит поставщик или исполнитель.
Такой формат договора подойдет, если риски по сделке минимальны, а условия исполнения договорных обязательств простые настолько, что их можно уложить в несколько пунктов (то есть, без длинных технических заданий и многостраничных описаний):
- пробные или предварительные сделки, например, сдача недвижимости в аренду по предоплате;
- разовые сделки, небольшие поставки – к примеру, при покупке мебели со склада нет необходимости в согласовании условий или сроков поставки (так как покупатель заберет товар сам), поэтому в договор-счет вносят наименование изделия, количество, цену и дату выдачи со склада;
- типовые соглашения – например, если между сторонами уже заключен рамочный договор, а в текущей сделке нужно уточнить детали поставки или этапа выполнения работ.
Вариантом счета-договора является счет-оферта: в этом случае продавец предлагает сделку, а покупатель либо соглашается на нее, либо отказывается. Акцепт может быть выражен в форме регистрации на сайте, отправки заявки или денежного перевода в счет оплаты товара. Счет-оферту можно опубликовать на сайте или отправить потенциальным клиентам через рассылку. Документ подходит для компаний, у которых много клиентов и есть стандартные условия сотрудничества для всех.
Например, ИП Иванов разработал онлайн-калькулятор для подсчета количества рулонов обоев для ремонта с учетом габаритов помещения, ширины и длины обоев в рулоне, наличия дверных и оконных проемов и пр.. Оплачивая доступ к сервису, покупатель принимает оферту. Дополнительно подписывать документы не требуется.
Порядок составления счета-договора
Единой утвержденной формы для подобного документа нет, поэтому текст можно составить в произвольном порядке. Однако базовые правила ведения договорной работы никто не отменял, поэтому, если в счете-договоре не будет предусмотрено хотя бы одно из существенных условий, он потеряет юридическую силу, а при неточностях в заполнении ФНС может отказать заказчику в принятии расходов.
О каких существенных условиях идет речь?
- Предмет договора: купля-продажа партии канцелярских товаров, оказание услуг по веб-дизайну или что-то другое.
- Наименование и количество (объем) товара, услуг или работ: например, набор фломастеров из 12 шт – 10 коробок. Если товар весовой, то при необходимости можно уточнить вес брутто (с тарой и упаковкой), так как по умолчанию в договорах указывают вес нетто (без тары и упаковки).
- Цена и общая стоимость: если компания-поставщик применяет общую систему налогообложения, то цены указывают с учетом этого налога. Если специальный режим, следует отметить: «товар НДС не облагается».
- Сроки поставки или выполнения работ: например, в течение 5 дней с момента поступления оплаты на счет продавца.
Кроме этого, в документе нужно указать:
- реквизиты самого счета-договора: номер, дата составления, место проведения сделки;
- реквизиты сторон: название, юридический адрес (для юридических лиц), ФИО и место регистрации (для ИП), ИНН, контактные телефоны;
- характеристика товара или услугу – например, «красные деревянные стулья для детей младшего дошкольного возраста»;
- порядок и сроки взаиморасчета;
- адрес доставки;
- реквизиты для перевода денежных средств.
Обычно в счёте-договоре не указывают такие пункты классического контракта, как санкции за нарушение условий договора или порядок действий в случае форс-мажора.
Возможные риски счета-договора
Обычно перед заключением счета-договора стороны обсуждают условия сотрудничества устно или в переписке. Договоренности нигде не фиксируются, поэтому в спорных ситуациях доказать их будет сложно даже через суд.
Кроме этого, в документе не указывают ответственность сторон и санкции за несоблюдение условий сделки. Все это влечет за собой риск неисполнения обязательств одной из сторон.
Если речь идет о счете-оферте, для которого необязательна подпись покупателя, то возникает другой риск. После поставки товара может оказаться, что сделку подтвердило лицо, которое не имеет право принимать подобные решения от лица компании. В этом случае договор признают недействительным.
Коротко для предпринимателя
- Счет-договор подходит для простых, разовых или типовых сделок, где не требуется индивидуальный подход к клиенту или согласование большого количества условий.
- В документе указывают, при каких условиях сделка считается совершенной, а также прописывают банковские реквизиты для перевода денежных средств.
- Счет-договор имеет юридическую силу только при наличии существенных условий: предмета сделки, наименования и количества товаров, сроков. Также важно указать реквизиты сторон, цену и стоимость, адрес и способ доставки, сроки оплаты.
- При неправильном оформлении счета-договора налоговая может отказать в вычете НДС.