Приближается отчетный период. Некоторые предприниматели всегда не готовы к этому. Они что-то слышали про отчетность, но по их мнению собственник не должен влезать в бухгалтерию. Поэтому судорожно ищут знакомого бухгалтера, который поможет без проблем преодолеть отчетный период. Рассказываем, какие риски появляются в компании, если отчетами занимаются знакомые от случая к случаю.
Кому нужен приходящий бухгалтер
По нашему опыту, к приходящему бухгалтеру чаще всего обращаются в двух случаях:
- Не хватает времени для отчетов. Например, предприниматель решает ежедневные задачи в сервисе Небо: выставляет счета, отправляет платежные поручения, формирует зарплату. Но формировать отчеты сложнее, чем просто выписывать счета. Многие предпочитают делегировать составление отчетности.
- Вообще «не до бухгалтерии». Это когда собственник уверен, что бухгалтер это представитель налоговой на зарплате. К сожалению, такие предприниматели встречаются часто. Им кажется, что бухгалтерия имеет посредственное отношение к бизнесу. Проще нанять человека, который за определенную сумму поможет отчитаться перед налоговиками и остальными представителями государства. Лишь бы не трогали.
Поиск помощника по бухгалтерии обычно быстрый и поверхностный. Обзваниваются знакомые, родственники или просто компании, которые находятся в этом же офисном здании. И вот находится человек, который за символическую цену возьмет отчетность в свои руки. Мы не говорим, что такой специалист обязательно плохой. Есть настоящие профессионалы, но риски от поспешного сотрудничества будут. Просто их нужно заранее предусмотреть.
Чем рискует предприниматель
- Работа без договора. Обычно с такими специалистами не заключают договоров. Ну, это же знакомая «тетя Маша», какие договоры? Поэтому и ответственности нет никакой. И если будет просроченная отчетность и штрафы, то предъявить будет нечего.
- Потеря бухгалтерской базы. Часто приходящие специалисты работают со своей программой. И если вы прекратили сотрудничество или произошел конфликт, то все данные будут недоступны. И когда через 2-3 года ФНС пришлет требование объяснить какую-нибудь операцию, вам будет нечего ответить.
- Бросит в самый сложный момент. У подобных специалистов обычно 5-6 компаний. Работа не сложная, но в отчетный период нагрузка зашкаливает. Если нет договора, то нет ответственности. Нагрузку можно уменьшить и осознанно отказаться от какой-нибудь компании, или просто о ней «забыть». Возможно, это будет именно ваша компания.
Не факт, что все закончится плохо. Многие работают по таким схемам и проблем не видят. Но может случиться такое, что специалист с вами поругается или ему надоест вами заниматься. Рычагов влияния на него фактически нет. В результате у предпринимателя может быть потеряна вся информация и что бы он не делал, баланс не будет сходиться.
Однажды (обычно через 2 или 3 года) данными бухгалтерского учета заинтересуются контролирующие органы, но не только они. Если предприниматель собирается развивать бизнес и нужен кредит в банке, то бухгалтерия — это первое, на что будет смотреть банк. И нужно будет решать эту проблему, то есть заниматься восстановлением бухгалтерского учета.
Восстановление бухгалтерского учета
Специалистам приходится заново формировать всю базу по операциям, которые были в прошлом: формирование, отправка или корректировка отчетов, если они сдавались неверно. Это тяжелый и муторный процесс.
Сначала идет общение с клиентом, сверка с налоговой и выяснение, с какого времени прекратили сдаваться отчеты. Дополнительно выясняется, какие данные есть в наличии. Чаще всего их попросту нет, только банковские выписки. И зачастую приходится восстанавливать весь процесс с момента регистрации компании. Нужно вернуться в прошлое и с начала деятельности заново собрать данные, сформировать и отправить отчеты.
В Небе был клиент, которому нужно было привести в порядок учет и он очень удивился, когда узнал, что восстановление бухгалтерского учета будет стоить больше 1 миллиона рублей. Но нашим специалистам пришлось бы затратить на эту работу 522 часа чистого времени.
Сумма оказалась неподъемной, и сейчас предприниматель пытается самостоятельно восстановить учет. В процессе обращается за нашими консультациями, мы помогаем, но сочувствуем: ведь пожара намного легче избежать, чем потушить
Обязательно нужен штатный бухгалтер?
Нет. Речь о том, что предприниматель должен знать базовые правила о бухгалтерском учете. Приходящий исполнитель может делать все нормально, но его нужно контролировать.
Если вам больше нравится видеоформат, мы подробно рассказываем об этом на нашем вебинаре:
Еще безопаснее передать бухгалтерию на аутсорсинг. В чем отличия хорошего аутсорсера от обычного приходящего бухгалтера:
- Работа по договору. Все условия прописаны и за ошибки можно требовать возмещения. Например, если будет просроченная отчетность, то штрафы вам компенсируют.
- Система управления. У аутсорсеров разработана система управления. Сотрудники не просто набирают компании и разбираются в их учете. Используется автоматизация, стандарты, нормативы. Команда бухгалтеров легко ведет десятки проектов без потери качества. А «Тетя Маша» в одиночку, без системы трудится над несколькими компаниями и «зашивается».
- Страховка. Серьезные бухгалтерские компании страхуют свою работу. Если у клиента возникнут финансовые потери в результате ошибок исполнителя, то затраты восполнит страховая компания.
Если обращаетесь к удаленным специалистам, то учтите эти моменты. Заранее их обсудите в переговорах и закрепите ответственность в договоре. Если вам нужно грамотное бухгалтерское обслуживание, то смело обращайтесь в Небо.