Споры о месте бухгалтера в бизнесе идут давно. Кто-то настаивает на том, что он должен быть в штате, а некоторые выбирают аутсорсинг. Причем сами бухгалтеры обычно выступают за штат, и в этом материале мы объясним причины такого мнения. А также расскажем, почему все идет к аутсорсингу.
Профессия бухгалтера теряет актуальность?
В этом году особенно часто говорят про развитие искусственного интеллекта. Это связано с внедрением Chat GPT и запуском нейросетей. На этом фоне все чаще появляются материалы, которые предрекают исчезновение разных профессий.
В этом списке находится и бухгалтер. Многие уверены, что нейросети смогут вести учет и специалисты скоро не понадобятся. Это, конечно, не так. Возможно, нейросети смогут решать простейшие задачи, но бухучет они вести не смогут, уж слишком витиевато работает наше законодательство, когда разные ведомства по-своему смотрят на законы и действия бизнеса. Но в актуальности бухгалтера есть другой момент.
Скорее всего, актуальность профессии пропадет для малых предприятий и бизнесов. Они все чаще будут отказываться от бухгалтерии в штате. Это связано с тем, что учет в малых компаниях зачастую состоит из повторения однообразных операций. Специалист на первом этапе настраивает работу под себя, а остальные 70% времени практически не занят. Отсюда и мифы о том, что бухгалтерам остается только гонять чаи.
Но в малом бизнесе это далеко не мифы. Поэтому бухгалтеров загружают кучей параллельной работы — ответами на звонки клиентам, поддержкой порядка в офисе, а иногда и собеседованием кандидатов (да, такое мы тоже видели). Естественно, при таком совмещении страдает качество работы: клиентам отвечают грубо, а в отчетный период совсем не отвечают — имеют полное право.
Собственники бизнеса это понимают и все чаще делают выбор в пользу аутсорсинга. Поэтому и бухгалтеры должны пристально смотреть в эту сторону, если не хотят остаться без работы.
А каким должен быть настоящий аутсорсинг?
Тут надо сделать оговорку, что аутсорсинг аутсорсингу — рознь. Некоторые под аутсорсингом представляют офисы около районных ФНС, где сидят девочки, заполняющие одни и те же декларации за небольшую плату.
Правда, затем налоговики присылают требования за такие декларации: цифры друг с другом, конечно, сходятся, но не сходятся с другими декларациями этой компании. Потому что про них «одноразовые девочки» ничего не знают, да им и неинтересно.
Более того, предприниматели даже не всегда получают такие требования, так как ЭЦП зарегистрирована на вот такой «одноразовый» офис. Потом блокируются расчетные счета в банке за игнорирование требования, но это уже проблема предпринимателя, а не таких вот «офисов возле налоговой».
Нормальный аутсорсинг возможен, когда у бухгалтерской компании и предпринимателя заключен долгосрочный договор о сотрудничестве. Только в этом случае аутсорсер заинтересован в высоком качестве самого бухгалтерского учета, так если будут претензии от контролирующих органов, то отвечать придется аутсорсеру, а не бизнесу.
Бухгалтер, работающий с этим клиентом, представляет суть работы этой компании, видит полную картину истории учета и отчетности. Кроме того, бухгалтер работает с клиентом не один, а рука об руку с менеджером, который решает все организационные вопросы: от продления ЭЦП до разговоров с клиентом по душам, когда тому почему-то стало скучно.
Почему бухгалтер постоянно растет, если работает в аутсорсинге?
В хорошей компании-аутсорсере несколько десятков, а иногда и сотни клиентов из разных сфер бизнеса. Такая команда может вести бухучет для ритейла, производства или ИТ-компании. Поэтому у бухгалтеров широкий кругозор, который помогает заранее увидеть слабые места в учете любого бизнеса, а также применять полезные фишки.
А еще в хорошем аутсорсере заботятся о поддержании профессионального тонуса своих сотрудников. Поэтому не возникает проблем с доступом к информационным материалам: «1С:ИТС», «Гарант», «Консультант». В штате оплату таких вещей обычно приходится «выбивать» у директора.
Кроме этого, на развитие влияет многозадачность. Каждый бухгалтер ведет несколько клиентов. Да, он это делает в паре с менеджером и другими бухгалтерами из своей рабочей группы. Но это всегда интенсивная работа с быстрым переключением внимания между разными клиентами.
В таком режиме точно нет времени, чтобы каждые 15 минут делать перерыв на чай, а появляется опыт, который сохранит конкурентоспособность на рынке труда на многие годы вперед. И опыт этот появляется очень быстро, особенно если сравнить с бухгалтером в штате.
Что тормозит рост бухгалтера в штате?
Как обычно, все происходит в штате крупной компании? Приходит сотрудник после окончания финансового вуза на позицию младшего помощника бухгалтера-материалиста. Через год он дорастет до «бухгалтера материального стола», а еще через три года в названии должности появляется слово «Старший» или «Ведущий», но по факту это работа со счетами 41 и 10. И почти невозможно перейти куда-то на другой участок. Например в «зарплату», которую хочется рассчитывать. Переход невозможен из-за отсутствия опыта или навыков, которые не подходят.
В аутсорсе все по-другому. В Небе есть пример, как сотрудница пришла бухгалтером на первичку, и в течение 3 лет стала главным бухгалтером рабочей группы. При этом за ней закреплены клиенты не просто ИП-нулевщики, а вполне себе серьезные, иногда даже международные компании. В процессе развития появился опыт валютного учета, работы с Казахстаном от лица российской компании и с Россией от лица казахстанской.
Такой быстрый, разнообразный и качественный рост возможен только в аутсорсинге. И не потому, что здесь предъявляются другие требования к специалистам и качеству бухучета. А потому что учет ведут для разных компаний. Сначала учишься работать с небольшими компаниями и получаешь релевантный опыт для работы с более крупными клиентами.
Профессия бухгалтера, конечно, не исчезнет из-за развития нейросетей, но все больше предпринимателей будут переходить на формат аутсорсинга, так как можно не создавать рабочее место, но при этом бухучет будет в порядке, а налоговая вряд ли получит повод прислать какое-нибудь требование.