Онлайн-образование становится популярным. По данным исследования академии HeadHunter популярность онлайн-курсов с 2016 по 2018 годы увеличилась на 13%. Рассказываем, почему онлайн-обучение набирает популярность и как правильно выбрать онлайн-курс для себя.
Сколько стоит онлайн-образование
В 2018 году «Атол» (один из крупнейших производителей онлайн-касс) провела исследование рынка онлайн-образования в России. Компания выяснила, что средняя стоимость одного профессионального курса в России 5850 рублей.
Самыми дорогими оказались курсы по маркетингу и ландшафтному дизайну. Первые в среднем стоят 32 000 рублей, вторые 21 000 рублей.
Если сравнить цифры со средними ценами на образование в России, то онлайн-обучение обходится дешевле. По данным сайта Министерства науки и высшего образования РФ средняя стоимость очного обучения в вузах России составляет 200 000 рублей в год.
Почему онлайн-образование популярно
Помимо того, что онлайн-обучение требует меньше финансовых затрат, у него есть масса других преимуществ.
Наталья Сторожева, генеральный директор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива», выделила несколько «плюсов» онлайн-образования:
- Территориальная свобода. Проходить онлайн-курс можно, находясь в любой точке мира.
- Удобность расписания. График учебы можно подстроить под свои потребности.
- Комфорт. Онлайн-обучение можно проходить, сидя дома на уютном диване с чашечкой кофе.
- Широкий выбор форматов. Общение с преподавателем по Skype, вебинары, видео-уроки. Можно выбрать любой удобный способ получения и освоения информации.
- Оптимальный темп обучения. Если что-то не поняли из пройденного материала, можно перечитать, еще раз посмотреть видео, пролистать переписку с преподавателем.
Примерно те же преимущества выделяет Марина Правда, руководитель интернет-проектов, преподаватель обучающего центра CyberMarketing.ru. К перечисленному она добавляет экономию времени. Вы не тратите часы на дорогу до образовательного центра, а курс можете слушать (читать) по дороге на работу.
Популярные специальности в онлайн-обучении
Через онлайн-обучение сегодня можно получить практически любую профессию. За исключением специальностей, где нужны практические навыки, которые нельзя оценить дистанционно. Например, профессия врача, маникюрного мастера или работа, где нужно работать руками.
При этом онлайн-образование высоко оценивается крупными специалистами. Ещё в 2013 году профессоры Калифорнийского университета в Сан-Франциско Элейн Аллен и Джефф Симен провели исследование по вузам США, и выяснили, что 77% преподавателей Америки считают онлайн-образование равноценным классическому высшему.
В исследовании HeadHunter были выявлены самые популярные направления онлайн-обучения:
- Английский язык;
- Развитие личной карьеры, повышение квалификации;
- Сфера IT и управление персоналом.
Вместе с этим онлайн-образование активно развивается в сфере профессий, которым не учат в университетах. Специалисты службы исследований HeadHunter выяснили, что через 6-7 лет самыми востребованными специалистами будут дизайнеры и архитекторы виртуальной реальности, специалисты по кибербезопасности и робототехнике и т. п.
Многие крупные IT-компании покупают акции образовательных онлайн-площадок или открывают свои, чтобы обучать будущих сотрудников необходимым навыкам. Например, Яндекс в середине февраля запустил проект «Яндекс.Практикум», а Mail.ru Group покупает акции площадок Skillbox и Geekbrains.
Как правильно выбрать онлайн-курс
В интернете огромное количество курсов по разным специальностям. Но не все приносят желаемый результат. Как отмечает Марина Правда, одна из основных проблем в российском онлайн-образовании — отсутствие гарантий и плохая репутация онлайн-курсов «Каждый второй преподаватель — новичок без опыта в образовании и даже бизнесе. Единственное желание таких людей — собственный заработок».
Поэтому выбирайте курс внимательно:
- Если хорошо знаете английский, поищите курсы на английском языке. Сфера онлайн-образования за границей развита лучше. На английском можно найти много полезных обучающих программ, в том числе от крупных заграничных университетов (Стэнфорда, Гарварда и т. д.).
- Внимательно изучите отзывы о курсе на разных сайтах. Если курс на самом деле бесполезный, вы наверняка обнаружите много отрицательных отзывов.
- Найдите информацию о преподавателе: какое у него образование, чего он достиг. Решите для себя, сможет ли этот человек чему-то научить.
- Если курс размещен на крупной платформе, то это не значит, что он хороший. Платформы не отвечают за качество размещенного контента.
- Оцените стоимость. Лучше найти несколько курсов по теме и сравнить их. Далеко не всегда лучше то, что стоит дороже.
Онлайн-курс нужно выбирать ответственно, чтобы не пустить деньги на ветер. Но внимательно подходить к выбору нужно не только из-за отсутствия гарантии качества. Обратите внимание на формат. Спросите себя, что конкретно вам нужно, в каком виде вы будете лучше усваивать информацию. Найдите то, что подойдет лично вам. И тогда результат наверняка удовлетворит вас.