Не все маркетплейсы выполняют роль платежного агента и самостоятельно выдают чеки покупателям. На некоторых площадках продавцы обязаны работать с онлайн-кассами, иначе ФНС выпишет штрафы и приостановит деятельность селлера на 90 дней. Рассказываем, как избежать рисков при работе с популярными маркетплейсами.
Что закреплено в законе про онлайн-кассы
Организации и индивидуальные предприниматели при розничной торговле обязаны использовать онлайн-кассу, чтобы сформировать чек для покупателя.
Сами маркетплейсы иногда выступают в роли агента селлера: то есть, самостоятельно формируют и отправляют покупателю чеки от своего имени. Получается, что продавец не получает деньги из рук покупателя напрямую, так как они проходят через кассу агента. Проверить это легко: достаточно изучить реквизиты электронного чека. Если в нем в качестве продавца указана торговая площадка (и ее ИНН), то селлеру подключать онлайн-кассу не нужно.
Денис Ветренников,
СЕО экосистемы сервисов для продавцов маркетплейсов SellerDen
«При продаже товаров на маркетплейсах платежи от конечных покупателей принимает сама площадка. Она же отправляет кассовые чеки покупателю. В связи с тем, что при продаже товаров на маркетплейсе продавец сам никак не принимает платежи от покупателей, касса селлеру не нужна.
После реализации товаров маркетплейс аккумулирует средства на счете продавца на самой площадке, а затем селлер может их вывести на свой расчетный счет в банке. Условия вывода средств продавца зависят от самого маркетплейса».
Также уточнить информацию о приеме платежей от покупателей можно в договоре-оферте маркетплейса. К примеру, для торговли на Вайлдберриз, Озон или Яндекс.Маркете онлайн-касса и эквайринг не потребуются.
Команда торговой площадки может внедрять разные форматы оплаты: рассрочки, оплата долями, кредитование, которые никак не повлияют на получение денег селлером. Если заказ доходит до покупателя, продавец получает выплату вне зависимости от того, как именно оплатили товар.
Брацун Татьяна Сергеевна,
Генеральный директор ООО «Кидс Шоурум»
«Никаких подводных камней в этом плане нет. Если предприниматель ведет бизнес только на маркетплейсах, онлайн-касса не требуется. Все чеки после оплаты покупателем в режиме реального времени передаются маркетплейсом в налоговую. За это взимается % за эквайринг, который площадка удерживает при расчетах с селлером.»
В каких ситуациях касса нужна, а когда можно работать без нее
Если торговая площадка не единственный канал продаж, то подключить онлайн-кассу нужно обязательно. К примеру, ИП Иванов торгует кроссовками на ВБ и Озоне, но, помимо этого, у него есть отдел в ТРЦ и собственный интернет-магазин. Чеки с маркетплейсов покупатели получат от самих площадок, а вот при покупках в онлайн и офлайн-магазинах сформировать, и выдать их должен сам предприниматель.
Исключение закон делает только для розничной торговли на рынках и ярмарках с открытых лотков: в этом случае можно работать без ККТ. Если продавец разместил товары в киоске, павильоне или даже на крытом прилавке (с крышей), то в этом случае исключение не работает.
Денис Ветренников,
СЕО экосистемы сервисов для продавцов маркетплейсов SellerDen
«Онлайн-касса может понадобиться в том случае, если селлер осуществляет реализацию товаров через собственный сайт или соцсети. Сейчас на российском рынке представлен довольно большой выбор онлайн-касс. В их числе – сервисы от Т-банк, Альфа Банк, Сбербанк, Точка, МТС банк, ПСБ и т.д. Есть и отдельные сервисы для приема платежей, которые формируют и отправляют чеки покупателям. Например, Юкасса, Робокасса, CloudKassir, Бизнес.Ру, Онлайн Чеки, Такском-касса и т.д.».
Плательщики НПД (физические лица и ИП) не применяют онлайн-кассы. Все сделки они проводят через приложение «Мой налог». При этом при продаже через маркетплейсы самозанятые могут не отправлять чеки покупателю, так как эту обязанность на себя берет сама торговая площадка.
Небо — это удобный сервис для сдачи отчетов в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат.
Для каких маркетплейсов нужно подключать онлайн-кассу
Не все площадки выступают в роли платежных агентов: некоторые работают в режиме «витрина», то есть только демонстрируют товары посетителям. При этом все финансовые расчеты происходят напрямую между селлером и покупателем.
По сути, такие маркетплейсы работают как доски объявлений. Их задача – свести продавца и покупателя и получить за это вознаграждение. Агрегаторы перенаправляют заинтересованную аудиторию на сайт селлера, где и происходят все остальные действия (оформление заказа, финансовые расчеты). Так как оплату принимает сам продавец, то по закону он должен работать с ККТ.
Примеры таких агрегаторов: Прайс.ру, prodoctorov, Skyscanner, Туту.ру, Авиасейлс, profi.ru и пр.
При этом не стоит путать агрегаторы с маркетплейсами, которые работают по схемам FBS (Fulfillment by Seller).
Брацун Татьяна Сергеевна,
Генеральный директор ООО «Кидс Шоурум»
«Бывают ситуации, когда торговать, передавая товар на склады маркетплейса, невозможно или невыгодно. Например, когда селлер хочет только протестировать новый товар. Или он продает продукты питания с небольшим сроком годности. Или в случае торговли товарами с большой вариативностью, например, настенные постеры, на которые можно нанести любой принт. В этих случаях продавцы могут работать с ВБ и Озон по принципу витрины: просто создать карточки товара, выставить их в продажу, а затем отвозить на склад маркетплейса поштучно при поступлении конкретного заказа от клиента. В ситуации загруженных складов или дорогостоящей платной приемки (как это происходит на ВБ уже не один месяц), такая схема торговли может стать выгодным решением».
Таким образом, если доставкой занимается торговая площадка, то есть расчеты с покупателем происходят через пункты выдачи или курьеров, то селлер тоже может работать без онлайн-кассы. Все обязанности по формированию и выдаче чеков на себя берет посредник, то есть маркетплейс.
Коротко для предпринимателя
Онлайн-касса не нужна самозанятым, так как все расчеты они проводят через приложение «Мой налог».
Продавцу на маркетплейсе можно работать без онлайн-кассы и эквайринга, если торговая площадка выступает в роли платежного агента и выдает чеки покупателям от своего имени.
Уточнить эту информацию можно в договоре-оферте, а также изучив реквизиты электронных чеков.
Если покупатель выбирает товар на площадке-агрегаторе, а затем переходит на сайт продавца для совершения покупки, то онлайн-кассу придется подключить (и самостоятельно выдавать чеки).