Вести торговлю на маркетплейсах могут не только юридические лица (на УСН или ОСН), но и плательщики НПД, индивидуальные предприниматели. При этом все, кроме физических лиц-самозанятых, должны правильно вести налоговый учет, а в случае с ООО – еще и бухгалтерский. Рассказываем, какие функции должен выполнять бухгалтер для маркетплейсов, и на что селлерам стоит обратить внимание в первую очередь.
Короткая версия для предпринимателя
Нужен ли бухгалтер при торговле на маркетплейсах
Правильный ответ зависит от специфики деятельности субъекта бизнеса. ИП на НПД или на УСН «Доходы» вполне можно обойтись без стороннего специалиста и вести налоговый учет самостоятельно. Да, потребуется время, чтобы разобраться с особенностями расчета с государством, но в целом эти системы налогообложения считаются довольно простыми для понимания.
Для тех, кто применяет УСН «Доходы минус расходы» или ОСН, налоговый (и бухгалтерский учет для компаний) может вызвать затруднения, поэтому часть обязанностей вполне можно делегировать. Особенно, если ИП или руководитель организации ранее не работали с налоговой отчетностью или не знакомы с особенностями единого налогового счета (ЕНС): новые принципы расчетов с государством введены не так давно, поэтому даже у опытных бухгалтеров периодически возникают вопросы и сложности.
Немалую роль играют и внутренние правила самих площадок. Так, на Wildberries есть система вознаграждения: платформа удерживает из выручки определенный процент, но при расчете доходов эти сумму нужно отражать в отчетности. На Ozon нет единого дня выплат, деньги приходят в разные даты, что затрудняет расчет налога. Поэтому даже самозанятым и ИП на УСН «Доходы» лучше проконсультироваться у бухгалтера перед началом сотрудничества с торговыми площадками.
Отметим также общие для всех маркетплейсов моменты, которые усложняют налоговый и бухгалтерский учет.
- Временные разрывы между операциями. В обычных магазинах покупатель оплачивает покупку, забирает товар, а продавец тут же его списывает. На маркетплейсах все иначе: пока товар на складе, списать его нельзя. После заказа – тоже, так как покупатель может отказаться от выкупа, и тогда товар вернут на склад. При этом продавец должен будет оплатить услуги логистики.
Поэтому, первая сложность – это учет товаров, чтобы не было перезатаривания склада и заказов на нулевой остаток. Последнее происходит при использовании схемы FPS, когда одновременно приходит несколько заказов на последнюю позицию (иногда даже с разных маркетплейсов). Из-за задержки в программной обработке сведения о складских остатках обновляются с задержкой, из-за чего и возникает путаница. Вторая сложность – подсчет прибыли с учетом затрат на логистику, комиссию площадки, штрафы и пр.
- Плавающие комиссии маркетплейсов. В обычных магазинах продавец заранее знает, какую сумму перечислит поставщику или заплатит за аренду. На онлайн площадках с этим сложнее, так как суммы агентского вознаграждения, а также расценки на услуги постоянно меняются (в том числе, исходя из габаритов товара, уровня загрузки складов и пр.).
Чем отличается отчетность на разных маркетплейсах
Особенности заполнения отчетности (равно как и другие условия сотрудничества) прописаны в договоре-оферте, который селлер заключает с торговой площадкой. Бухгалтер для онлайн-продавца должен знать специфику требований каждого маркетплейса.
Wildberries
- Минусовое вознаграждение. На площадке есть скидка для постоянных покупателей: она не фиксирована и зависит от ряда факторов (процент выкупа и возврата, частота покупок и пр.). Иногда величина такой скидки выше, чем комиссия площадки (к примеру, скидка покупателя 25% при комиссии маркетплейса 17%). ВБ компенсирует эту разницу (25%-17% = 8%) через механизм минусового вознаграждения, которое не учитывается в общей сумме продаж. Однако селлер обязан уплатить с него налог.
Ozon
- Выплаты в разные дни. На площадке продавец может самостоятельно настраивать график выплат: ежедневно, еженедельно и пр. Чем реже происходит вывод денег, тем меньше селлер теряет на комиссии. При ведении учета нужно помнить о том, что размер комиссии (как и стоимость услуг площадки) входит в сумму дохода.
- Погашение займа. Маркетплейс запустил механизм внутреннего кредитования Ozon Invest: после получения займа «Озон» дважды в месяц будет списывать с доходов продавца некоторую сумму в счет погашения задолженности. При этом налог нужно рассчитывать со всей суммы продаж, включая кредитный платеж.
Яндекс Маркет
- Гибкий график выплат. Ситуация с выплатами аналогична «Озону»: чем чаще выплаты, тем выше комиссия сервиса.
- Договор на продвижение. Помимо основной оферты (по которой селлер размещает товар на площадке), у Яндекс Маркета есть и дополнительная, связанная с продвижением товаров. По ней происходит компенсация удержаний, связанных с бонусами, скидками и другими акциями самого маркетплейса. Чтобы суммы компенсаций вовремя приходили на расчетный счет продавца, организации и ИП на ОСН должны ежемесячно принимать через систему ЭДО и подписывать УПД от Маркета.
Какие задачи решает бухгалтер для маркетплейса
Чтобы вести налоговый и бухгалтерский учет на торговых площадках, специалисты должен знать, как правильно:
- сдавать отчетность в ФНС и СФР;
- работать с основными документами (договоры, отчеты о розничных продажах, отчеты агента, счета-фактуры, УПД, акты оказания услуг, товарно-транспортные накладные и пр.);
- вести учет доходов и расходов;
- рассчитывать НДС;
- вести складской учет;
- начислять заработную плату;
- использовать специализированное ПО для автоматизации учета.
Бухгалтер должен знать особенности площадок, разбираться в учете агентских договоров, правильно определять доходы и расходы для целей налогообложения. Нередко обороты у начинающих продавцов растут стремительно, поэтому бухгалтер должен успевать отслеживать эти изменения, чтобы не превысить установленные законом лимиты (например, на УСН в 2024 году при доходах выше 265,8 миллиона рублей за отчетный период налоговая автоматически переводит предпринимателя на ОСН).
Коротко для предпринимателя
- На начальном этапе, когда продаж на маркетплейсе мало, продавцы вполне могут справиться с налоговым и даже бухгалтерским учетом самостоятельно (особенно, если речь идет об ИП-самозанятых или на УСН «Доходы»). С ростом продаж расчеты будут усложняться, поэтому лучше привлечь к работе бухгалтера.
- Денежные расчеты, товарный и складской учет на маркетплейсах сложнее, чем при офлайн-торговле. Это связано с особенностями взаимодействия площадки, продавца и покупателей.
- У каждой площадки есть свои особенности учета дохода и расходов, возмещения удержаний, а также иные нюансы, которые следует учитывать при ведении налогового и бухгалтерского учета.
- Бухгалтер для маркетплейсов может работать в штате или на аутсорсе. Важно, чтобы специалист обладал базовыми знаниями и навыками, а также понимал специфику работы в нише электронных торговых площадок.