Как предприниматели и граждане общаются с налоговой? У многих мнение, что диалог заканчивается отчетами. Сдал вовремя цифры и живи спокойно. Но иногда ФНС хочет большего. И тогда предприниматели получают требования, на которые надо ответить. Рассказываем, что это такое и как правильно на них реагировать.
Как налоговая предпочитает общаться?
ФНС принимает отчеты предпринимателей, но иногда дает обратную связь. Обычно это делается двумя способами:
- Информационные письма. Например, сообщение о начале декларационной кампании. На такие письма не нужно реагировать.
- Требования. Предприниматель должен в течение 6 рабочих дней подтвердить получение, а потом за 5 рабочих дней дать исчерпывающий ответ.
Как подтвердить получение?
Требования приходят в сервис, в котором отправляется отчетность. Если использовать Небо, ФНС напишет в сообщения вашего аккаунта. Читаете и отправляете подтверждение. Советуем читать сразу, а говорить о получении позже, чтобы был запас времени для действий.
Если для отчетности используете несколько сервисов, то требование могут прислать в любой из них. Поэтому пользуйтесь одним или регулярно проверяйте каждый. Если решили использовать определенный сервис, то обязательно отзовите электронную подпись у других операторов. Потому что если пропустите требование, то заблокируют расчетный счет. В Небе клиентам отправляют смс и электронное письмо с просьбой ответить ФНС.
Что будет, если не ответить на требование?
ФНС рассматривает ситуацию однозначно: юридическое лицо что-то скрывает или руководитель не тот за кого себя выдает. Создается акт и блокируется расчетный счет. В банке сразу объяснят в чем причина. Как правило, после этого предприниматель дает ответ на требование.
Какие бывают требования?
- Формализованные. Например, в Небе реализован вариант формализованного ответа по НДС. Запрос ФНС и ответ предпринимателя четко структурирован, не допускаются отклонения от формы.
- Неформализованные. Ответ можно написать в свободной форме. И он будет принят.
Почему предприниматели пропускают требования ФНС?
Иногда ФНС присылает требование в виде обычного информационного письма. Получатель не обращает внимания, а сервисы не определяют его, как обязательным к ответу.
Никто не знает специально ли ФНС так делает или происходит сбой системы. Но если не ответить на письмо, налоговики имеют право заблокировать расчетный счет. Поэтому мы рекомендуем читать всю информацию от ФНС.
Некоторые сервисы не до конца разбираются в бухгалтерии и думают, что общение с ФНС сводится к отправке отчетов. Некоторые разработчики просто не знают про требования от налоговой. Соответственно, такие сервисы не предупреждают пользователей.
Почему налоговая присылает требования?
Алгоритмы программного обеспечения или сотрудники видят, что в отчете не сходятся цифры. Точнее, сходятся, но непонятны. Чтобы разобраться делают запрос предпринимателю.
Например, компания на ОСН сдает декларацию по НДС и декларацию на прибыль. Но не все услуги и товары облагаются НДС. В налоговой видят, что НДС не равен 20% сумме выручки и присылают требования разъяснить этот момент. Мы регулярно получаем подобные требования.
Что делать если пришло требование от ФНС?
Не паниковать. Сразу прочитать письмо,а с уведомлением о прочтении можно не спешить. Дайте себе время, чтобы разобраться в вопросе. Потому отправляете подтверждение о прочтении, и в течение 5 рабочих дней отправляете ответ.
Ответ пишите самостоятельно или зовете на помощь бухгалтера. В принципе, если внимательно читать письмо, понятно чего от вас хотят.
Может ли налоговая ошибиться?
Легко. В нашей практике был случай, когда пришло требование пояснить, почему у нас зарплата ниже рынка. Мы очень удивились. В Небе все зарплаты белые и высокие. Но обижаться на ФНС нельзя, пришлось писать, что уважаемые налоговики сильно ошибаются. Поэтому даже если просят пояснить смешные и очевидные вещи, надо это сделать.