На рассмотрении в Госдуме находятся несколько проектов, связанных с правилами применения ККТ. Некоторые из них проходят последние согласования, а значит, могут вступить в силу уже в 2023 году. Рассказываем, к чему бизнесу готовиться уже сейчас, чтобы избежать проверок и санкций со стороны ФНС.
Новая форма налогового контроля в 2023 году
Минфин предлагает ввести новую форму налоговых проверок – оперативный контроль. Это понятие собираются ввести и в НК РФ, и в закон о применении ККТ. В отличие от камеральных и выездных проверок, которые проводятся по истечении налогового периода или на основании уже сформированной отчетности, новый инструмент позволит следить за соблюдением законодательства и полнотой учета в режиме «реального времени». Это позволит изменить периодичность и глубину проверок.
Для реализации новой формы проверок в НК РФ планируют включить новое понятие – «фиксация расчетов», заменив им «применение контрольно-кассовой техники». Это позволит сместить фокус с непосредственного применения технических устройств на накопление и хранение фискальных данных: ИП и юридические лица смогут фиксировать расчеты как через ККТ, так и кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС. Фактически в НК РФ законодатели хотят включить положения из федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Получается, что оперативный контроль – это мероприятия, с помощью которых налоговики смогут отслеживать деятельность бизнеса на протяжении всего отчетного периода: проводить контрольные закупки (причем без предварительного уведомления), наблюдать за кассирами и персоналом во время работы, мониторить кассовые операции и даже отслеживать информацию о компании в открытых источниках. Законодатели считают, что оперативный контроль сможет заменить все виды проверок ККТ, которые применяются в настоящее время.
Для бизнеса подобные поправки означают одно: ответственность за нарушения применения ККТ переходят из административной сферы в налоговую, а значит, увеличивается срок давности по нарушениям. Сейчас он равен одному году с даты нарушения, а после подписания законопроекта – станет три года.
Ответственность за мнимые и притворные расчеты
Законодатели обратили внимание на ситуации, когда продавцы формируют чеки с помощью кассового оборудования, но фактически операции не проводят. Например:
- ИП Иванов торгует стройматериалами и применяет УСН.
- В 2021 году в ходе выездной проверки ИФНС обнаружила, что ИП специально занижал выручку, чтобы сохранить право на УСН.
- Чтобы не превышать лимиты, предприниматель отражает в декларациях одну сумму, но при этом на расчетный счет и в кассу поступает другая. Разницу кассир-операционист отражает как «сумма денежных средств, возвращенная покупателям по неиспользованным кассовым чекам».
- Инспекторы посчитали, что возврат денег – это мнимый расчет, так как не обнаружили заявлений от покупателей о возврате товара, актов и накладных о передаче товара продавцу. То есть, достоверных первичных документов на момент проверки не было.
- В итоге предпринимателю начислили налоги по ОСН, а также пени и штраф.
Получается, что ИП создал искусственную ситуацию по возврату денег для того, чтобы не потерять право на применение УСН в связи с превышением лимитов выручки.
В ходе выездных проверок и других контрольных мероприятий инспекторы ФНС обнаружили, что мнимые расчеты стали встречаться чаще. Именно поэтому в 2023 году планируют ввести ответственность за подобные действия. При этом под мнимым расчетом понимают несуществующие операции, по которым фиксацию провели лишь для вида, при этом обязательств или фактов хозяйственной деятельности не было. Притворные расчеты – операции, при которых фиксацию одного расчета производят вместо другого расчета с целью его прикрытия.
Фиксация мнимого или притворного расчета, в случае одобрения поправок, повлечет за собой штраф с ИП в размере 50% от суммы зафиксированного расчета, но не менее 10 тыс. руб. Для юридических лиц санкции строже: налоговая возьмет всю сумму зафиксированного расчета, но не менее 30 тыс. руб.
Блокировка сайтов, страниц в соцсетях, торговых аппаратов при продажах без ККТ
Онлайн-бизнес набирает обороты, однако не все продавцы спешат выполнить требования законодательства в отношении кассового оборудования. Проект поправок предполагает, что сайты, блоги, страницы магазинов в социальных сетях, а также любые иные интернет-ресурсы можно будет блокировать, если при проведении торговых операциях на них можно будет обойтись без применения ККТ.
Однако не все так страшно: блокировка грозит только злостным нарушителям, то есть компаниям или ИП, которые ранее уже были замечены в нарушении 54-ФЗ, если сумма незафиксированных расчетов (то есть, проведенных мимо кассы) превышает 1 миллион рублей. Решение о наказании принимает уполномоченное лицо ФНС.
Под блокировку могут попасть:
- доменное имя сайта;
- сетевой адрес, указатель страниц сайта;
- программное обеспечение, включая мобильные приложения;
- страницы в социальных сетях и различных сетевых сообществах;
- блоги и микроблоги;
- каналы, группы и чаты в мессенджерах.
Более того, если расчеты не будут фиксировать при продаже через торговые автоматы, то налоговики смогут блокировать и их.
Контрольные закупки, наблюдение и мониторинг
Право проведения контрольных закупок планируют закрепить на законодательном уровне. По сути, подобное мероприятие – это специальные действия налоговых инспекторов для создания ситуации по совершению расчета как при очной, так и дистанционной торговле (оказании услуг).
Предупреждать о проведении контрольной закупки налоговики не будут. При этом в качестве свидетеля они имеют право привлечь сторонних помощников – физических лиц, то есть, обычных покупателей. После объявления о совершении контрольной закупки уплаченные средства продавец возвращает на месте (если это наличные), либо оформляет возврат (при безналичной оплате).
Еще один инструмент оперативного контроля – визуальное наблюдение. Фактически инспекторы смогут напрямую отслеживать работу кассира или других работников проверяемого юридического лица или ИП. То есть, инспекторы могут прийти в магазин или на любую другую точку продаж, чтобы понаблюдать, выдает ли кассир чеки и бланки строгой отчетности. Проект закона разрешает проверяющим фиксировать нарушения с помощью аудио- и видеотехники.
Для более глубокого наблюдения законодатели планируют ввести мониторинг – постоянный сбор информации, ее обобщение и систематизацию. Например, отслеживание данных о применении кассовой техники, жалоб от покупателей или общественных организаций, а также сведения из открытых источников. При выявлении нарушений налоговики будут направлять предписания об устранении нарушений.
Изменения, связанные с кассовыми чеками
В чеках планируют убрать реквизит «Подпись лица, совершившего сделку». Причин для этого несколько. Во-первых, некоторые продавцы чисто физически не могут ставить подписи на каждом чеке. Во-вторых, в документе уже содержится фискальный признак – эти данные как раз и гарантируют подлинность данных и позволяют обнаружить их корректировку.
Невыдача бумажного чека, либо ненаправление электронного грозит штрафом в 2 тыс. руб. для ИП и в 10 тыс. руб. для организации. Так как санкции перенесут из КоАП в НК РФ, то исчезнет пункт о штрафах для должностных лиц.
Если продавец забыл указать в чеке наименование товара, в отношении которого действуют правила по маркировке, либо указал его неправильно, с искажениями, то штрафы будут такими: с ИП – 50 тыс. руб., с юридического лица – 100 тыс. руб.
При этом субъектам МСП, не являющимся злостными нарушителями, шкафные санкции могут заменить на предупреждение.
Взаимодействие между ЕГАИС и Честный ЗНАК
С нового года заработает интеграция между двумя системами: участникам не нужно будет указывать вручную места осуществления деятельности. Вместо этого необходимые данные будут подгружаться автоматически – для этого следует правильно указать атрибут «Код ФРАП» при регистрации карточки товара в «Национальном каталоге маркированных товаров».
Планируется, что автоматически ЕГАИС будет передавать следующие данные:
- отчеты о производстве;
- заявки о фиксации сведений о ввозе или перемещении этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с кодами идентификации;
- товарно-транспортные накладные.
На начальном этапе взаимодействие будет происходить в тестовом режиме.
В целом, в 2023 году продолжится курс на повышение процента электронной документации и углубление электронного документооборота. Уже сейчас большую часть отчетности налоговая принимает в электронном виде.