В онлайн-бухгалтерии не только отправляют отчеты или платят налоги, но и выстраивают общение с контролирующими органами. Рассказываем, что могут спросить налоговики в Небе, и как нужно ответить, чтобы не получить блокировку счета.
Налоговая — это не только отчеты
В Небе реализована возможность полноценного взаимодействия с ФНС. Налоговики ждут от предпринимателя не только отчетов, но и соблюдения правил законодательства. Поэтому контролирующие органы могут попросить уточнения в рамках проверок, а также задать вопросы.
Если использовать бумажные письма, то появляется угроза, что предприниматель пропустит сообщения от ФНС, а в личном кабинете сервиса информация от налоговых инспекторов не потеряется, а предприниматель всегда предоставит ответ в нужный срок.
Что такое информационные письма от ФНС
Налоговики регулярно присылают сообщения, чтобы держать предпринимателей в курсе актуальной информации по налогообложению. Например, что изменились реквизиты Единого налогового счета, о введении нового порядка предоставления справок, о сроках отчета по налогам в текущем месяце или о тематических вебинарах.
На эти письма не надо отвечать и можно даже не читать, хотя это неправильная позиция. Лучше всегда быть в курсе актуальной информации, чтобы отчитаться по правилам.
Что такое требования или уведомление от ФНС
Требования или «Уведомление от налогового органа» — это уже серьезное сообщение, которое касается конкретного ИП или ООО. Например, налоговики провели сверку с контрагентами и обнаружили расхождения по цифрам НДС или неправильную сумму уплаченного налога. Сообщение может касаться учета предпринимателя или налоговики проводят проверку контрагентов, а параллельно проверяют и остальных участников сделки. Поэтому могут запросить оборотно-сальдовую ведомость, акты по работам с партнерами и другие первичные документы.
Серьезность таких сообщений в том, что предприниматель обязан подтвердить получение информации в течение 5 рабочих дней после отправки. Если этого не сделать, то налоговая имеет право заблокировать счета, и они делают это довольно часто.
Сообщения от ФНС приходят в папку «Уведомления от налогового органа», где они отмечены, как подтвержденные и неподтвержденные.
Как отвечать налоговикам в Небе
Главное правило — не паниковать. Это нормальный процесс, и всегда есть время, чтобы подготовить грамотный ответ, прислать нужные документы и закрыть вопрос. Для этого нужно нажать кнопку «Перейти к требованию».
Иногда налоговики ошибаются, и оспорить претензию довольно просто. Например, инспекторы присылают для компаний на УСН требование отчитаться по НДС, а точнее о непредоставлении декларации по НДС. На самом деле предприниматель этого и не должен делать. Достаточно ответить, что ИП/ООО применяет упрощенный режим налогообложения, и нет обязанности подавать декларации НДС. Налоговая соглашается.
Или каждый квартал инспекторы просят ООО отчитаться по 6-НДФЛ, хотя в отчетном году не было выплат доходов физ.лицам. Организации не должны подавать этот отчет. Здесь можно заранее отправлять уведомление, что налоговики могут и не ждать, так как сотрудники если и есть, то не получали выплат. Например, такое бывает, когда кто-то находится в административном отпуске.
В целом в требованиях всегда довольно четко написано, что хотят получить налоговики. В письме также часто есть контакты инспектора, который занимается вопросом. Можно позвонить, чтобы уточнить непонятные моменты. В остальном надо предоставить запрашиваемую информацию и прикрепить документы файлами или загрузить архив.
Чаще всего придется предоставить формализованный ответ, то есть предоставить конкретные справки и документы. Для этого нужно нажать кнопку «Перейти к требованию» и подкрепить нужную информацию. Например, в требовании от налоговой под пунктом 1.01 идет договор с контрагентом, значит, сначала нужно прикрепить этот договор, если под пунктом 2.02 идет товарная накладная, то следом нужно прикрепить ее.
Если запрос не формализованный, то достаточно отправить исходящее письмо. В теме письма лучше указать «Ответ на требование № … от …. (поставьте дату)».
Предприниматели могут обратиться в налоговую самостоятельно. Например, чтобы запросить сверку по отчетам. Для этого нужно зайти в раздел «Регламентированная отчетность» → «Инфоуслуги от органов».
Чтобы отправить исходящее письмо в свободной форме, нужно перейти в раздел «Регламентированная отчетность» → «Письма» → «Исходящие». Только старайтесь писать строго по делу — налоговики не любители эпистолярного жанра. Поэтому если вы не отправили вовремя отчет из-за кота, который куда-то спрятал флешку с электронной подписью, то инспектор даже не улыбнется, и сухим чиновничьим языком ответит на ваше эмоциональное послание.
Коротко для предпринимателя
Если ФНС присылает требования или уведомления,то это касается конкретного ИП или ООО. Эти письма обязательно нужно прочитать и ответить, иначе заблокируют счета.
Пользователи Небе могут получать и отправлять информацию в ФНС.
Налоговики присылают информационные сообщения, которые касаются изменений законодательства. Сообщения носят общий характер, отвечать на них не обязательно.