В 2023 году бизнес ждет множество изменений, связанных с маркировкой: в правительстве расширили перечень маркированных товаров, запретили торговать на маркетплейсах без кодов Data Matrix, а также пообещали включить в систему маркировки все товарные группы к концу 2024 года. Рассказываем все подробности.
Пилотные проекты по маркировке в 2023
До 28 февраля продолжатся эксперименты по маркировке отдельных товарных групп: по завершении пилотных проектов правительство примет решение о дате обязательной идентификации. Сейчас в тестовом режиме проходит маркировка следующих товаров:
- БАДы – речь идет о биологически активных добавках, принимаемых внутрь во время еды. Ориентировочный срок перехода на обязательную маркировку для импортеров и производителей – 1 апреля, а для розничной продажи – 1 сентября 2023, однако сроки могут быть скорректированы по результатам пилотного тестирования.
- Антисептики – парфюмерно-косметическая продукция с антимикробными свойствами для гигиены рук и кожных покровов. Ориентировочная дата запуска обязательной маркировки для этой группы товаров – 1 апреля 2023 года.
- Медицинские изделия, включая приборы для очищения и обеззараживания воздуха, ортопедическую обувь и аксессуары для нее (стельки и полустельки), слуховые аппараты (за исключением комплектующих и принадлежностей), коронарные стенты, томографы, прокладки, пеленки и другие санитарно-гигиенические изделия, используемые при недержании мочи.
- Электронные сигареты и жидкости с содержанием никотина (в картриджах, капсулах), системы доставки никотина – с 1 апреля оптовые и розничные продавцы должны будут передавать данные в систему «Честный знак», а с 1 декабря 2023 года вводится запрет на оборот немаркированной продукции.
В течение срока действия пилотного проекта предприниматели и юридические лица могут присоединиться к маркировке на добровольной основе. После установления даты обязательной идентификации производить, продавать и хранить товары можно будет только при наличии соответствующего кода.
С 1 июля планируют запустить эксперимент по маркировке радиоэлектроники, а обязательную идентификацию этой товарной категории – не ранее сентября 2023 года. В перечень входят трансформаторы, разные виды ламп, фонарей, пульты дистанционного управления.
Какие товары станут маркировать в 2023 году?
В 2023 года под маркировку попадают следующие товарные группы:
- велосипеды и велосипедные рамы – с 1 марта;
- кресла-коляски (ручные, с механическими приспособлениями для перемещения, с двигателем) – несмотря на завершение эксперимента, правительство пока еще не сообщило точную дату начала обязательной маркировки;
- (безалкогольное, с крепостью от 0,5 до 8,6%), напитки брожения с крепостью до 0,5%, а также слабый алкоголь с процентным содержанием спирта не выше 7 % (например, сидр, медовуха, игристые и неигристые вина, пивные напитки и пр.) – с 1 апреля;
- упаковки с водой для детского питания – с 1 марта.
Расширение списка маркированных товаров легкой промышленности
С 2001 года в России маркируют некоторые изделия легкой промышленности, например, постельное белье, столовый и кухонный текстиль, мужские и женские куртки, плащи и пальто, рабочая одежда.
Минпромторг подготовил поправки, в которых существенно расширил перечень подобных товаров. В правительстве планируют ввести обязательную маркировку для новых видов изделий легкой промышленности с 1 июня 2023 года, а запрет на реализацию немаркированных остатков – с 1 сентября 2023 года.
Расширенный перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, выглядит следующим образом:
Коды ТН ВЭД ЕАЭС | Наименование |
6105 | Трикотажные рубашки машинного или ручного вязания, мужские или для мальчиков |
4304 00 000 0 | Одежда из искусственного меха (кроме полотен, рукавиц, перчаток и митенок, головных уборов) |
6113 00, 6210 | Фетровая или из нетканых, текстильных материалов с пропиткой или покрытием (верхняя одежда) |
6101, 6102 | Пальто, куртки, плащи, анораки, ветровки, штормовки и другие аналогичные изделия, трикотажные или вязаные |
6205 | Мужские или мальчиковые рубашки |
6206 | Женские блузки и для девочек, блузы и блузоны женские и для девочек |
6215, 6215 | Шали, шарфы, кашне, мантильи, вуали и другие аналогичные изделия, галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки |
6211 20 000 0, 6211 32, 6211 33, 6211 39 000 0, 6211 42, 6211 43, 6211 49 000 | Спортивные и лыжные костюмы, отдельные предметы спецодежды |
6103 | Костюмы, комплекты, пиджаки, блейзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты трикотажные машинного или ручного вязания, мужские или для мальчиков |
6104 | Костюмы, комплекты, жакеты, блейзеры, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек |
6203 | Костюмы, комплекты, пиджаки, блейзеры, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты мужские или для мальчиков |
6204 | Костюмы, комплекты, жакеты, блейзеры, платья, юбки, юбки-брюки, брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками, бриджи и шорты женские или для девочек |
6112 11 000 0, 6112 12 000 0, 6112 19 000 0, 6112 20 000 0 | Костюмы спортивные, лыжные, трикотажные машинного или ручного вязания |
6110 | Свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные машинного или ручного вязания |
Изменения в уже существующих правилах маркировки
С 1 декабря 2023 года передавать данные о маркировке молочной продукции в систему «Честный знак» должны ИП и компании из сегмента HoReCa: речь идет о гостиницах, а также заведениях общепита. Кроме этого, маркировка становится обязательной для фермеров крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (КФХ, СПК).
С 1 декабря 2023 года обязательная отправка сведений о продажах маркированной воды (в упаковках) вводится для организаций и ИП из сегмента HoReCa, а также столовых в школах, детских садах, учреждениях здравоохранения.
С 1 октября 2023 года оборот никотиносодержащей продукции без маркировки на территории РФ запрещен.
Маркировка и маркетплейсы
С 1 марта 2023 года все маркетплейсы приравняют к остальным участникам товарного оборота. Это значит, что OZON, Wildberries и другие площадки должны будут соблюдать правила маркировки наравне с интернет-магазинами, в частности, отчитываться о движении маркированных товаров в системе «Честный ЗНАК», нести ответственность за реализацию контрафакта.
Ранее торговые площадки позиционировали себя как логистические компании, которые организуют доставку заказов до потребителя, поэтому ответственность за исполнение законодательства в сфере маркировки перекладывали на продавцов. С весны этого года маркетплейсы будут отвечать за нарушение условий идентификации продукции даже в том случае, если сотрудничество с продавцом ведется по схеме FBS (Fulfillment by Seller, продавец отвечает за хранение, упаковку и комплектацию товара, а маркетплейс – только за доставку), Real FBS (продавец берет на себя еще и доставку заказов).
Таким образом, если товар попадает под обязательную маркировку, то без кода Data Matrix его нельзя будет продавать через маркетплейсы с 1 марта 2023 года.
Запланированные изменения в маркировке
Минпромторг планирует запустить эксперименты по маркировке рыбной продукции (консервы, соленая и копченая рыба, морепродукты и пр.), любых фасованных кормов для животных (кроме сельскохозяйственных). Более того, правительство заявляет о планах полного перехода на маркировку к 2024 году – планируется, что к этому времени цифровые коды будут присваивать всем товарным категориям без исключения.