C 1 марта 2025 года вступают в силу поправки к правилам маркировки. Бизнес ждут ужесточение контроля, новые штрафы, а также более 20 новых товарных категорий, для которых придется приобретать специальные коды. Рассказываем, как предпринимателям подготовиться к изменениям, чтобы избежать штрафов и конфискации.
Какие товары попадают под маркировку с 1 марта 2025 года
Уже весной одни товарные группы придется маркировать по новым правилам, тогда как для других категорий сроки сдвинули вплоть до 2026 года. В частности, с 1 марта предприниматели должны клеить маркировочные стикеры на следующие категории товаров:
- БАДы — маркируются в объемно-сортовом учете, то есть в систему нужно будет передавать только идентификатор продукта и его количество в партии, а не данные по каждой товарной единице (например, производитель выпустил 5000 банок с витаминами: «Честный знак» будет отслеживать не каждую банку отдельно, а перемещение отдельных партий, закупленных магазинами и аптеками);
- антисептики;
- влажные корма для кошек и собак;
- консервы (мясные, грибные, фруктово-овощные);
- медицинские перчатки.
Также стартует обязательная регистрация в «Честном знаке». Это значит, что бизнесу дадут время на приобретение технических средств и настройку ПО: сначала предприниматели просто добавят сведения об ассортименте в программу, а сами коды получат позднее. К таким категориям относятся:
- косметика и бытовая химия;
- бакалея;
- антифризы, автомобильные масла и тормозные жидкости любого объема;
- ветеринарные препараты;
- соки и безалкогольные напитки;
- пиво и слабый алкоголь, если их завезли в РФ и произвели на территории страны после 1 марта 2025 года.
Также 1 марта заканчивается срок разрешения на продажу немаркированных остатков велосипедов и велосипедных рам: маркировать их стали с 1 сентября 2024 года, но бизнесу дали время для реализации складских запасов.
Отдельного внимания заслуживает текстильная продукция. Сейчас маркировка обязательна для верхней, спортивной и рабочей одежды, трикотажных изделий, шалей, шарфов, галстуков, а также некоторых видов мужской и женской одежды. С 1 марта к этому перечню добавят еще 12 категорий:
- из текстильных материалов (пальто, плащи, куртки и аналогичная верхняя одежда);
- мужская, в т.ч. для детей и подростков;
- для женщин и девочек;
- нижнее белье, одежда для сна и дома (трусы, майки, халаты, пижамы);
- купальники и одежда для плавания;
- для младенцев (распашонки, ползунки, пеленки и пр.);
- чулочно-носочная продукция и пр.
Полный перечень приведен в соответствующем Постановлении: всего 24 новых кода ОКПД2 (по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) и 30 новых кодов ТН ВЭД ЕАЭС (по единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза).

Код данных носков по ТН ВЭД начинается с 6115: с 1 марта 2025 года текстильную продукцию с таким кодом нужно будет маркировать в обязательном порядке. До этого срока носки можно продавать без специальных условий. Источник: market.yandex.ru
Маркировать одежду и белье придется всем: производителям, дистрибьюторам, оптовым и розничным продавцам, включая селлеров на маркетплейсах. Исключение сделали лишь для следующих категорий бизнеса:
- ателье, самозанятые швеи — то есть те, кто шьет по индивидуальным заказам;
- комиссионные магазины и секонд-хенды;
- мастера, которые занимаются народно-художественным промыслом: вышивают, вяжут, шьют костюмы в народном стиле и пр.
По замыслу законодателей, не только государство, но и бизнес выиграет от введения маркировки: специальные стикеры защитят производителей и продавцов от подделок, повысят ценность товара в глазах потребителей.
Небо — это удобный сервис для сдачи отчетов в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат.
Как маркировка повлияет на селлеров на маркетплейсах
Продавцы одежды и некоторых других товарных категорий, попавших под маркировку, должны придерживаться следующих принципов при работе с электронными торговыми площадками:
- в карточку каждого товара нужно внести сведения о кодах ТН ВЭД: без этого алгоритмы маркетплейса не смогут правильно подготовить акты приема-передачи и другие документы;
- если селлер поставляет товар по схеме FBO, то коды маркировки нужно проставить в заявках на поставку, после чего сформировать УПД ДОП;
- при отгрузках по схеме FBS (то есть, со своего склада и магазина) маркированную продукцию продавцы отмечают в сборочных заданиях;
- перед поставкой каждую единицу товара следует проверить не только на физическое наличие стикеров с Data Matrix, но и безошибочное считывание (если код не проходит, маркетплейс не примет товар).
Особенности вывода маркированных товаров из оборота зависят от конкретной площадки: к примеру, Ozon сразу отдает УПД с кодами, поэтому продавцу остается лишь загрузить информацию в систему ЭДО. В Wildberries селлеру передают акт приемки, после чего предприниматель сам формирует необходимые УПД.
Как бизнесу подготовиться к новым требованиям
Прежде всего проверьте, попадают ли ваши товары под обновленное законодательство. Для этого сравните коды ОКПД 2 или ТН ВЭД ЕАЭС из сопроводительных документов к товарной партии с теми, что приведены в нормативных актах.
Для удобства можно воспользоваться специальным сервисом: достаточно указать в поле коды, и программа сама подскажет, нужно или нет маркировать данный товар.

Источник: Честныйзнак.рф
Если товарная категория попадает под требования, порядок действий будет таким:
- Регистрация в системе «Честный знак» с помощью усиленного квалифицированного сертификата ключа проверки ЭЦП: его получают в ФНС на имя ИП или руководства фирмы.
- Подключение к системе ЭДО, чтобы работать со всеми видами электронной документации.
- Подготовка оборудования. Для работы потребуются сканирующие устройства, принтеры этикеток, терминал сбора данных.
- Установка ПО для учета продукции и взаимодействия с системой «Честный ЗНАК».
- Получение кодов GTIN в GS1Рус: пригодятся не только производителям или импортерам, но и селлерам на маркетплейсах (для учета остатков).
- Регистрация товара в Национальном каталоге: для каждого товара предприниматель создает отдельную карточку, после чего заполняет все необходимые реквизиты.
- Обучение сотрудников для правильного сканирования и учета продукции на всех этапах.
- Введение товара в оборот в предписанные НПА сроки.
Сами коды для товара можно заказать через ЛК в системе «Честный знак». После того как программа их сформирует, распечатайте марки и приклейте стикеры на каждую товарную единицу. В дальнейшем работники магазина и склада должны:
- при приемке товара считывать данные Data Matrix и сравнивать его с информацией из УПД;
- при продаже проверять его с помощью ТСД;
- вести учет остатков;
- при возврате товаров поставщику фиксировать изменения в «Честном Знаке».
Чем грозит бизнесу нарушение требований маркировки
За участие в обороте немаркированных товаров предпринимателю грозит конфискация всей партии, а также штраф до 10 тыс. руб. для ИП и должностных лиц и до 300 тыс. руб. для организаций. Если суд установит факт сговора или признает особо крупный размер правонарушения, то ответственность из административной перейдет в уголовную (штраф до 1 млн руб. или арест на срок до 5 лет).
За использование поддельных маркировочных кодов:

Источник: честныйзнак.рф
Отдельные виды наказаний предусмотрены за нарушение сроков регистрации товаров в системе, отсутствие кодов маркировки в УПД и системе цифрового документооборота:
Источник: честныйзнак.рф
Точно такое же наказание предусмотрено, если предприниматель заказал коды в «Честном знаке», но проигнорировал процедуру ввода в оборот перед продажей.
Коротко для предпринимателей
- С 1 марта 2025 года бизнес обязан промаркировать одежду и текстиль, велосипеды и рамы, медицинские перчатки, влажные корма для домашних любимцев, БАДы, антисептики, консервированную продукцию из мяса, грибов, овощей и фруктов. Заранее зарегистрировать в «Честном Знаке» потребуется (с последующим подготовительным периодом для запуска маркировки) для следующих товарных категорий: косметика, бакалея, антифризы, автомобильные масла и тормозные жидкости, бытовая химия, ветеринарные препараты, соки, безалкогольных напитки. Под это требование также попадает пиво и слабый алкоголь, произведенные или ввезенные после 1 марта 2025 г.
- Расширится список текстильной продукции: маркировать придется еще 12 категорий, включая верхнюю, мужскую и женскую одежду, белье, вещи для младенцев, купальники и чулочно-носочные изделия.
- Участие в обороте немаркированной продукции грозит штрафами, конфискацией товаров, а в случае особо крупного нарушения даже лишением свободы.
- За использование поддельных идентификаторов штрафы могут достигать 100 000 руб.