На прошлой неделе вышло исследование, которое показало, что в российской медиасфере чаще всего встречаются фейковые тендеры. С этим столкнулись почти 50% участников рынка. Рассказываем, что такое неэтичные тендеры и как распознать, что заказчик хочет отдать заказ определенному победителю.
Короткая версия для предпринимателей
Что такое фейковые тендеры
В индустрии маркетинга и рекламы так называют тендеры, которые явно созданы под определенного победителя. То есть заказчик уже знает, кому отдаст победу, но нужно создать видимость конкуренции. Поэтому и создают тендеры, которые трудно выиграть обычным участникам.
Участники опроса также сказали, что фейковые тендеры создают, чтобы бесплатно собрать креативные идеи, получить данные по рынку и получить финансовые показатели по рынку. Кроме репутационных потерь, фейковые тендеры бьют и по финансам:
- До 5 миллионов рублей потеряли 46% агентств.
- От 5 до 20 миллионов рублей потеряли 44% агентств.
При этом 27% участников таких тендеров сообщили, что потери оказались критическими.
Как понять, что тендер — фейковый
У фейковых тендеров есть несколько характерных признаков:
Срочные дедлайны
Например, запрос предложения во вторник в 13 часов, а заявку уже просят к вечеру следующего дня. Агентство начинает судорожно готовить креатив, но его вряд ли будут серьезно рассматривать. В настоящих тендерах дают более длинные сроки.
Отсутствие обратной связи
Организаторы тендера заинтересованы, чтобы участники задавали уточняющие вопросы. Именно так можно получить хороший результат. Но если тендер фейковый, то организаторы или не отвечают на вопросы или дают ответы с большой задержкой.
Непонятное ТЗ
Формулировки могут быть размытыми и непонятными, но самый яркий признак — это требования, которые может выполнить определенная компания. Например, наличие в портфолио 5 SMM-стратегий для авиакомпании или что-то подобное. Но иногда заказчики просто не понимают, как правильно составить техническое задание. Поэтому задавайте вопросы. Если ответы приходят быстро, то тендер может быть настоящим.
Как бороться с фейковыми тендерами
Исследование показало, что 38% участников тендеров смогли компенсировать убытки, то есть добились справедливости от организаторов подобных тендеров. Но в целом нужно настроить отбор тендеров на первом этапе.
Изучите ТЗ, задавайте вопросы, поищите информацию о заказчике. Если предлагают слишком короткие дедлайны и неохотно отвечают на вопросы, то лучше не участвовать в подобном тендере.
Коротко для предпринимателя
- Специалисты Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) выяснили, что 50% участников рынка рекламы сталкивались с фейковыми тендерами в 2022 году.
- Чаще всего фейковые тендеры встречаются в медиа (52%), креатив (33%), digital-медиа (33%), маркетинговые услуги (31%), digital-креатив (31%).
- Основные характеристики фейковых тендеров: сжатые сроки, отсутствие быстрой обратной связи и ТЗ, составленное под конкретную компанию.