Госдума приняла поправки в закон, который с 1 сентября запрещает рекламу в Instagram, Facebook (обе площадки входят в корпорацию Meta, признаны экстремистскими и запрещены в России) и на других запрещенных площадках. Рассказываем, что именно нельзя делать, чтобы не получить штраф до 500 тысяч рублей.
Где и что нельзя рекламировать
Закон запрещает рекламу не только в Instagram, но и на платформах и сайтах, которые получили статус:
- Нежелательные организации;
- Экстремистские организации (Facebook и Instagram);
- Террористические организации;
- Ресурсы, которые заблокировал Роскомнадзор.
Instagram и Facebook еще в 2022 году отключили российских пользователей от рекламных кабинетов, но предприниматели продолжали рекламировать товары на этих ресурсах другими способами. Например, через блогеров или через иностранные платежные системы. Новые правила запрещают любые виды рекламы:
- Интеграции у блогеров;
- Нативную рекламу в текстах и видео;
- Все публикации с названиями брендов, услуг или мероприятий.
Тимур Меджидов, руководитель отдела спецпроектов ТАСС
«Сигнал со стороны регулятора очевиден: рекламные бюджеты должны тратиться внутри страны. Сильнее всего запрет ударит по блогерам с небольшим числом подписчиков, которые продолжали активно развивать свой профиль в запрещенных соцсетях и сумели консолидировать лояльную аудиторию. В последнее время бизнес стал гораздо активнее включать таких микроинфлюенсеров в свою коммуникационную стратегию — считается, что они больше дорожат своей репутацией, не рекламируют все подряд и поэтому пользуются большим доверием со стороны подписчиков. Особенно часто такая ситуация наблюдалась в fashion- и beauty-сферах, где одна необдуманная рекомендация могла обернуться значимым негативным шлейфом и падением вовлеченности. Поэтому нативные интеграции даже после блокировки никуда не делись. Однако теперь правила игры изменились: компаниям нужно менять подход к размещению рекламы и окончательно перенаправлять бюджеты на легальные платформы».
Закон наказывает рекламодателей и рекламораспространителей. Если предприниматель заказал интеграцию у блогера, то обе стороны занимаются нарушением законодательства. Если рекламный материал разместили в аккаунте бизнеса, то нарушение проходит со стороны предпринимателей. За это предусмотрены штрафы в рамках КоАП:
- Для юрлиц от 100 до 500 тысяч рублей.
- Для блогеров от 4 до 20 тысяч рублей.
При этом, если бизнес зарегистрировал иностранное юрлицо, а реклама идет для российских пользователей, то это также считается нарушением.
Небо — это удобный сервис для сдачи отчетов в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат.
Как ищут нарушителей закона
Контролирующие органы осваивают системы мониторинга интернета на предмет запрещенных материалов или комментариев. Известны случаи, когда люди получали штрафы за комментарии, которые нарушают законодательство России. Скорее всего, действуют автоматизированные системы мониторинга.
Граждане могут писать жалобы на бизнес, который занимается рекламой в запрещенных соцсетях или чиновники включат VPN, чтобы посмотреть аккаунты бизнеса в запрещенных соцсетях на предмет рекламных коммуникаций. Например, контролирующие органы результативно отслеживают наличие маркировки в интернет-рекламе:
Елена Дудакова, креативный продюсер, CEO «Креатив и Позитив»
«С сентября 2022 года блогеров обязали маркировать рекламу и заносить данные о рекламных интеграциях в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Работает ли это, и кто контролирует процесс? Да. Например, в ноябре 2023 Роскомнадзор впервые оштрафовал телеграмм-канал за отсутствие маркировки на 300 тыс. рублей, а в ноябре 2024 года стало известно о системе «Робот», которая автоматически находит нарушения в рекламных маркировках».
Роскомнадзор может настроить автоматический мониторинг сайтов и аккаунтов бизнеса, которые упоминают свои аккаунты в запрещенных соцсетях или устанавливают виджеты для переходы.
Что делать бизнесу
Запрет начнет действовать с 1 сентября 2025 года и еще есть время, чтобы перестроить маркетинговые активности в сторону других рекламных каналов:
- Вконтакте;
- Telegram;
- Дзен;
- Rutube.
Кирилл Лохачев, интернет-маркетолог, основатель Kirill Digital
«Бизнесу нужно сфокусироваться на легальных рекламных каналах: ВКонтакте, Telegram, Яндекс.Директ и перенаправить трафик, используя «мосты» и воронки. Также нужно сократить публичную активность в Meta-продуктах и убрать ссылки на Instagram с сайтов и рекламы. Также рекомендую использовать e-mail и чат-боты для удержания аудитории и продвижения. Не лишним будет Работать с юристом по рекламе — риски стали реальными».
Некоторые предприниматели, скорее всего, продолжат искать обходные пути для рекламы на запрещенных платформах, но это опасно для бизнеса. Закон говорит о том, что эти площадки являются экстремистскими и угрожают государственности. Размещение рекламы может в будущем принести более тяжелые санкции, чем штрафы.
Коротко для предпринимателя
- с 1 сентября 2025 года нельзя размещать рекламу в Instagram, а также на других запрещенных площадках. Штраф за рекламу может составить 500 тысяч рублей.
- Под запрет попадают рекламодатели и рекламораспространители.
- Закон запрещает все виды рекламы и упоминания товаров с услугами.