В апреле вступают в силу поправки в закон «О рекламе». Теперь придется платить 3% в квартал за доходы от продвижения в интернете. Рассказываем, кого затронут поправки и нужно ли бизнесу отчитываться за каждую рекламную активность в сети.
Кто должен платить 3% с доходов от рекламы
С 1 апреля 2025 года вступает в силу поправки для компаний, которые запускают рекламу в интернете — теперь нужно раз в квартал отчислять государству 3% от денег, которые заработали на этой рекламе. Речь про тех, кто запускает и размещает рекламу на платформах и ресурсах, а не предпринимателей. Например, платить с оборота обязаны блогеры, рекламные агентства или операторы рекламных систем. Если предприниматели запускают контекстную рекламу в «Яндекс.Директ», то отчисления обязаны платить оператор.
В законе прописаны 4 категории, которые станут отчислять 3% с доходов от рекламы:
- Рекламораспространители. Это те, кто занимается публикацией рекламы для широкой аудитории. Например, блогеры или информационные сайты, которые продают рекламные места, а также владельцы Telegram-каналов.
- Операторы рекламных систем. Это платформы, где размещают рекламу. Например, Яндекс.Директ или Telegram Ads.
- Рекламодатели, которые сотрудничают с иностранцами. Бизнес, который использует заграничные ресурсы для продвижения в России. При этом платеж нужно платить самостоятельно.
- Распространители рекламы по поручению. Это агентства, которые настраивают рекламу для бизнеса на разных ресурсах.
К рекламе относят информационные сообщения, которые предназначены для широкой аудитории и показывают преимущества товара или услуги. Отзывы в сети или объявления о передаче вещей без денег — не относятся к рекламе.
Роскомнадзор будет контролировать процесс отчислений через Единый реестр интернет-рекламы и отправлять уведомления об оплате. Собранные средства планируют использовать для развития российских ИТ-проектов.
Кто может не платить 3% с доходов от рекламы
Маркетплейсы могут не платить сбор, так как по мнению законодателей, занимаются продвижением продукции, а не рекламой. Поэтому селлеры не столкнутся с поправками в законе.
Доходы от рекламы могут не платить:
- Государственные СМИ;
- Федеральные телеканалы, информационные агентства и радиостанции;
- Издания с поддержкой от государства;
- СМИ с тиражами от 300 тысяч до 1,5 миллиона, которые выпускают номера в определенные промежутки.
Как поправки в законе затронут бизнес
Общественные организации и операторы рекламных данных обеспокоены поправками, и считают, что это приведет к повышению цен и недобросовестной конкуренции. Например, предприниматель заказывает статью на сайтах МАТЧ ТВ или радио МАЯК. Это федеральные СМИ, которые не платят отчисления с дохода и оставят цены на рекламу без изменений.
Если бизнес запускает рекламные объявления в Яндексе или Telegram, то агентства или операторы платформы обязаны платить 3% каждый квартал. И вероятно, что этот процент будет заложен в рекламные бюджеты.
Предприниматели, которые запускают рекламу через операторов рекламы или заказывают продвижение на ресурсах — не занимаются уплатой этого сбора и не оформляют какие-то дополнительные документы. Это нужно сделать, если реклама проходит на ресурсах иностранного блогера или ресурса. Тогда бизнес самостоятельно оплачивает сбор.
Коротко для предпринимателя
- С 1 апреля 2025 года распространители рекламы раз в квартал платят 3% в бюджет от доходов с рекламы. Это агентства или рекламные платформы.
- Маркетплейсы и федеральные СМИ освобождены от уплаты сбора.
- Предприниматели не должны оформлять какие-то документы. Это нужно сделать только, если реклама проходит у иностранного блогера или платформы.