Президент России Владимир Путин подписал антимонопольный закон для маркетплейсов и агрегаторов. Он начнет действовать 1 сентября 2023 года и должен защитить селлеров от давления со стороны площадок. Рассказываем, что должно измениться в работе маркетплейсов.
Короткая версия для предпринимателей
Какие площадки подпадают под действия нового закона
Новые правила затронут торговые агрегаторы и маркетплейсы, которые подходят под 2 критерия:
- 35% и выше — доля сделок от общего числа на рынке.
- Более 2 миллиардов рублей — годовая выручка.
По объему выручки под этот закон попадают все крупнейшие маркетплейсы России: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, Lamoda, KazanExpress и СберМегаМаркет. Поэтому селлерам нужно учитывать новые правила, которые затронут продажи.
Что теперь не смогут делать маркетплейсы
Новый закон запрещает маркетплейсам эти операции:
- Установка предельно низкой и высокой стоимости на товар.
- Установка разной стоимости на одинаковый товар.
- Вывод товара из продажи для повышения цены.
- Навязывание невыгодного договора или неподписание без очевидной причины.
- Уменьшение или остановка продажи товара, который пользуется спросом.
- Установка предельно низкой и высокой стоимости услуг.
- Создание дискриминационных условий, ограничение входа или выхода с площадки для селлеров.
Антимонопольщики России будут контролировать исполнение закона со стороны маркетплейсов.
Как антимонопольный закон поможет селлерам
Эксперты считают, что закон приняли по следам мартовского конфликта Wildberries с владельцами ПВЗ, когда площадка решила штрафовать предпринимателей на полную стоимость товара, если покупатель возвращает брак или в посылке был другой товар.
Предприниматели стали бастовать, закрывать ПВЗ, а проблема стала настолько шумной, что ее обсудили в Госдуме, а в итоге появился новый антимонопольный закон.
На бумаге все довольно позитивно и селлеры становятся более защищенными. Все-таки, когда маркетплейсы стали главными торговыми площадками в e-commerce, то многие селлеры жаловались, что у них не так много прав, а сами площадки особо не идут на диалог. Особенно это касается Wildberries, где в течение недели могут несколько раз поменяться правила.
Выделим 2 пункта, которые особенно пригодятся селлерам:
- Запрет дискриминации. Площадки могут выставлять для товаров завышенные требования, которые могут выполнить не все продавцы. Если селлер считает, что требования избыточные, то может подать жалобу в ФАС.
- Запрет установки предельной цены. Некоторые площадки сами выступают продавцами товаров. Понятно, что у них больше возможностей продвинуть собственные позиции. И они могут вынуждать селлеров продавать по невыгодным ценам, а закон это отменяет.
Государство давно обратило внимание на маркетплейсы. Сначала чиновники пытались прекратить продажу подделок на площадках. Но пока непонятно, насколько успешно действует это правило, так как в сети есть много мнений, что поддельные товары, как продавали так и продают.
Надеемся, что новый закон будет работать в реальности и продавцы получат настоящую защиту со стороны от государства. Но это будет более-менее понятно к концу 2023 года, когда закон будет работать 4 месяца.
Коротко для предпринимателя
- 1 сентября 2023 года вступает в силу новый антимонопольный закон, который регулирует работу маркетплейсов.
- Маркетплейсам запретят устанавливать предельный низкие и высокие цены, прекращать продажу востребованных товаров и создавать дискриминационные условия для селлеров.
- Площадки будут обязаны отказывать в договоре продавцам только по обоснованным претензиям.