Онлайн-торговля с каждым годом становится все популярнее: по данным Росстата, в минувшем году каждый второй житель страны минимум 1 раз оплачивал товар в интернете. Большая часть покупок приходится на маркетплейсы, но и в соцсетях потребители охотно приобретают товары и услуги. Тем более, некоторые площадки значительно расширили функциональность и превратились в удобный аналог интернет-магазинов с карточками товаров, настройками доставки, корзиной и ценами. Рассказываем, как предпринимателям принимать платежи в соцсетях без нарушения 54-ФЗ и удобством для покупателей.
Короткая версия для предпринимателя
Как работает оплата при торговле в соцсетях и мессенджерах
По данным «Яндекс Маркета», с помощью банковской карты почти 40% покупателей предпочитают оплачивать товары в момент заказа , а 42% – при получении заказа. При этом прямой перевод по реквизитам – самый нежелательный вариант: только 5% покупателей соглашаются отправлять предоплату с помощью банковских переводов.
К тому же банковские переводы неудобны самим предпринимателям. Например, самозанятые должны проводить подобные платежи вручную: заносить информацию в «Мой налог», формировать чек, отправлять его заказчику в электронном виде. Если в день таких сделок немного, то задача кажется простой, но с расширением бизнеса в этой процедуре можно и запутаться.
Есть несколько альтернатив банковским переводам по реквизитам для приема платежей в социальных сетях и мессенджерах:
- оплата с переходом в интернет-магазин: вы перенаправляете покупателя из соцсетей на свой сайт для совершения денежной операции;
- оплата непосредственно со страницы в соцсети по платежной ссылке;
- оплата при получении товара;
- оплата через собственный платежный сервис площадки – на сегодняшний день подобную услугу предоставляет только «Вконтакте» с сервисом VK Pay.
Разберем подробнее особенности каждого варианта оплаты.
Перенаправление в интернет-магазин
Как работает: покупатель нажимает кнопку «купить» и переходит на сайт вашего интернет-магазина. После этого ему нужно выбрать товар и его количество, положить в корзину, после чего произвести оплату любым удобным способом – по карте, через СБП или платежный сервис, банковским переводом.
Плюсы: растет посещаемость интернет-магазина, есть шанс, что покупатель после покупки продолжит изучать ассортимент.
Минусы: повышение количества шагов до момента покупки увеличивает риск отказа на одной из стадий – чем больше действий приходится сделать покупателю, тем выше процент отказа и ухода к конкурентам. Плюс понадобится работающий сайт с актуальными товарами и ценами, а также интернет-эквайринг.
Использование платежных сервисов
Как работает: клиент нажимает на кнопку «Купить» и оказывается на странице с платежной формой, где можно оплатить товар. Ссылку можно размещать на страницах в соцсетях, в сообщениях в чате мессенджера и пр. После оплаты покупателю приходит электронный чек.
Плюсы: предзаполненная форма сокращает количество шагов до совершения покупки, а значит, снижает процент брошенных корзин. Некоторые сервисы способны запоминать реквизиты банковских карт для повторных платежей, а значит покупателю не придется вводить их заново. Облачная касса автоматически фискализирует платежи и формирует чеки.
Минусы: вам придется подключить интернет-эквайринг. Платежный сервис взимает комиссию (либо при выводе средств, либо с каждого денежного перевода).
Небо — это удобный сервис для сдачи отчетов в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат
Оплата при получении товара
Как работает: если покупатель не готов рисковать деньгами и отправлять средства неизвестному продавцу, он может вначале получить и проверить товар, а затем произвести оплату (наложенным платежом на почте или курьеру при вручении).
При курьерской доставке расчет производится с применением мобильной кассы или специального приложения (подключенного к облачной кассе). Оплатить можно наличными, по карте, с помощью QR-кода. Клиент получает чек в момент оплаты.
Плюсы: один из самых популярных вариантов расчета, покупатель может выбрать способ оплаты.
Минусы: придется либо заключать контракт с курьерской службой, либо нанимать собственных курьеров (в этом случае все равно потребуется интернет-эквайринг и облачная касса).
Через собственный сервис площадки
Как работает: денежные платежи проходят непосредственно в соцсети, покупателю не нужно переходить на сторонние сервисы или сайты. Предпринимателю деньги зачисляются на расчетный счет или банковскую карту.
Плюсы: вести бизнес могут физические и юридические лица. При заключении договора с сервисом проводится автоматическая фискализация данных.
Минусы: функция доступна только на одной площадке («Вконтакте»).
Коротко для предпринимателей
- Более половины россиян регулярно совершают покупки в интернете, в том числе в соцсетях и мессенджерах.
- Предприниматели могут выбрать, каким именно образом принимать оплату от клиента: банковским переводом по реквизитам, через интернет-магазин, по платежной ссылке через облачную кассу, через платежный сервис самой площадки.
- Востребованной у покупателей является и оплата курьеру при получении.
- Чтобы не покупать ККТ, предприниматель может подключить облачную кассу и полностью выполнить требования 54-ФЗ.