Паспорт антитеррористической защиты (паспорт АТЗ) – обязательный документ для объектов с массовым пребыванием людей (от 50 человек одновременно), а также для заведений из сферы культуры, спорта, образования, здравоохранения и HoReCa. Рассказываем, кто отвечает за разработку паспорта, и что грозит бизнесу при отсутствии документа.
Что такое паспорт безопасности объекта (территории)
Документ содержит основные схемы здания и окрестностей, информацию об уязвимостях и системах защиты, мерах охраны, а также планы эвакуации людей. Информация из паспорта позволяет защитить людей и имущество в случае возникновения кризисной ситуации.
Паспорт АТЗ – это многостраничная брошюра (до 100 листов и более), структура которой определяется соответствующим постановлением. Чаще всего в документ включают:
- титульный лист с отметками проверяющих органов;
- общая информация об организации: реквизиты, режим работы, описание деятельности, средняя посещаемость и пр.;
- данные о персонале, арендаторах, посетителях;
- моделирование и анализ возможных кризисных ситуаций;
- перечень сил и средств, привлекаемых в случае ЧП;
- телефоны экстренных служб;
- меры по физической, инженерно-технической, пожарной безопасности;
- оценка уровня риска объекта и перечень мер по его снижению;
- акт обследования;
- планы и схемы как самого объекта, так и коммуникаций;
- лист учета корректировок (в него вносят записи при изменении схемы расположения видеонаблюдения или иных перепланировках).
В некоторых случаях в паспорт включают планы проведения учений и тренировок, если такой пункт содержится в регламенте подготовки документа. Далее мы остановимся на этом подробнее.
На основании каких документов оформляют паспорт антеррора
Основной регламент содержится в постановлении Правительства РФ. В документе указано, для каких объектов и территорий нужно оформлять паспорта АТЗ:
- торговые объекты;
- места массового пребывания людей;
- гостиницы и места размещения;
- объекты и территории для отдыха (оздоровления) детей;
- объекты и территории Минпромторга, Минюста, Минздрава, Минкультуры, Минобрнауки, Минпросвещения и ряда других министерств (а также подведомственных им организаций);
- спортивные объекты;
- объекты религиозных организаций и пр.
Например, если на объекте одновременно могут находиться более 50 человек, то он относится к местам массового пребывания людей. В этом случае разработку паспорта АТЗ нужно проводить в соответствии с постановлением №272. Для магазинов, торговых центров, ярмарок и других объектов торговли определяющим является постановление № 1273.
Для объектов, попадающих по основному коду ОКВЭД под отдельные постановления об антитеррористической защите, посещаемость и наполняемость не имеют значения: паспорт придется разрабатывать, даже если помещение вмещает меньше 50 человек. К таким объектам относятся:
- объекты культуры (театры, детские школы искусств, библиотеки, кинозалы, музеи и пр.);
- гостиницы и хостелы;
- фитнес-клубы, тренажерные залы и иные спортивные объекты.
Как понять, что нужно оформлять паспорт антитеррора
Предприниматель имеет право обратиться к администрации города ( населенного пункта) с письменным запросом, чтобы уточнить, включен ли конкретный объект (территория, здание или помещение) в Реестр мест массового пребывания людей. Запрос составляют в свободной форме с указанием реквизитов компании, точного адреса площадки (здания, помещения), а также адреса для обратной связи.
Реестр ежегодно обновляют, добавляя в него новые объекты с различными категориями опасности:
- 1 категория – места одновременного пребывания более 1000 человек;
- 2 категория – места одновременного пребывания от 200 до 100 человек;
- 3 категория – места одновременного пребывания от 50 до 200 человек.
Для категорирования объекта местные власти создают межведомственную комиссию, которая в течение 30 дней с момента включения объекта в Реестр организует трехдневный мониторинг посещаемости в будние и выходные дни: учитывается как поток посетителей, так и их максимально допустимое количество из расчета 0,5 м² на одного человека.
Если по данным исследования на территории объекта находится от 50 человек одновременно (то есть 51 и более), то для него придется разрабатывать паспорт антитеррористической защиты.
Если посещаемость невысокая, необходимо проверить основной код ОКВЭД: если он попадает под действие постановления об антитерроре, паспорт необходим. Речь идет о следующих объектах:
- торговые и бизнес-центры, офисные и административные здания;
- кафе, рестораны, столовые;
- лаборатории, больницы, клиники;
- заведения дошкольного, школьного и дополнительного образования (например, группы продленного дня, частные школы и детсады;
- вузы;
- магазины и рынки;
- стадионы, бассейны, фитнес-залы;
- клубы и пр.
Паспорт АТЗ не нужен, если ваше предприятие:
- не входит в реестр мест массового пребывания (и этот факт подтвержден письменным ответом из городской администрации);
- не попадает по основному коду ОКВЭД под постановления о паспортах безопасности (например, если у вас небольшая кондитерская);
- арендует помещение или площадь на территории другого объекта (например, фудкорт или бутик в ТРЦ) – в этом случае паспорт оформляет владелец более крупного объекта.
Кто отвечает за разработку и хранение паспорта объекта
В отношении мест массового пребывания действует следующий порядок: сначала администрация города инициирует обследование объекта, на основании которого включает или не включает его в соответствующий реестр. В случае признания объекта местом массового пребывания людей, администрация направляет правообладателю уведомление и организует визит межведомственной комиссии для подготовки акта обследования и категорирования объекта.
С момента получения акта у правообладателя будет от 30 до 90 календарных дней для разработки паспорта (в зависимости от постановления, регламентирующего содержание документа).
Если компания не попадает под постановления, то инициировать подготовку паспорта она должна без участия администрации (речь идет о гостиницах, детских развлекательных центрах, частных клиниках, досуговых и спортивных объектах).
Срок действия паспорта определен в соответствующих постановлениях: так, для ТРЦ он составляет 3 года, а для гостиниц – 5 лет. По истечению срока нужно актуализировать документ: заново пригласить комиссию, а затем внести правки в соответствии с изменениями и согласовать их. Кроме этого, паспорт обновляют, если на объекте произошли изменения:
- реконструкция, перепланировка;
- внедрение новых мер инженерно-технической защиты;
- изменение состава ответственных лиц или их персональных данных.
В регламенте соответствующего постановления прописано, сколько экземпляров паспорта антитеррористической защиты нужно выпустить (от 1 до 6). Обычно один хранится у правообладателя объекта (собственника, арендатора, учредителя), а остальные направляют в госорганы, которые участвовали в обследовании объекта. Срок хранения документа в архиве – не менее 5 лет.
Как разработать паспорт объекта
Предприниматель может привлечь специализированную компанию для разработки паспорта антитеррора – услуга занимает от 10 до 30 дней в зависимости от сложности и масштаба работы.
При наличии компетентных сотрудников компания может справиться и своими силами, руководствуясь регламентом подходящего постановления:
- места массового пребывания;
- предприятия из сферы культуры;
- образовательные учреждения;
- гостиницы и хостелы;
- спортивные объекты;
- объекты торговли.
Обобщенный алгоритм действий при самостоятельной разработке паспорта АТЗ выглядит так:
- Направьте запрос в администрацию города и получите официальный ответ, относится или нет ваше помещение к местам массового пребывания или торговым объектам. Если да, то администрация города должна назначить комиссию для обследования и категорирования объекта.
- Если ваше предприятие относится к иным категориям, издайте указ о формировании комиссии для обследования. В комиссию включите правообладателя помещения, а также представителей Росгвардии, ФСБ и УМВД. Направьте в эти органы письмо с просьбой выделить сотрудников для работы комиссии (не забудьте приложить копию приказа).
- Согласуйте дату и время осмотра помещения комиссией. По итогу ее работы проверьте, чтобы объекту присвоили категорию опасности и подписали акт обследования и категорирования.
- В зависимости от присвоенной категории разработайте документ. Форму паспорта возьмите из соответствующего постановление. Оформлением может заняться руководитель организации или штатный специалист по безопасности.
- Готовый паспорт согласуйте с органами, которые участвовали в обследовании объекта (в зависимости от постановления на это закон выделяет от 20 до 45 дней). Обязательно сохраняйте всю переписку с органами и ведомствами по поводу возможных правок.
- Экземпляры готового паспорта направьте в ведомства, представители которых входили в комиссию.
Наличие и содержание паспорта антитеррористической защиты ежегодно проверяет межведомственная комиссия. При отсутствии документа или его неактуальности комиссия вправе направить жалобу в прокуратуру и подать иск в суд.
Административный штраф за невыполнение требований ст. 19.5 и ст. 20.35 КоАП РФ составляет:
- от 30 до 50 тыс. руб. или временная дисквалификация для руководителя;
- от 100 до 500 тыс. руб. или временная приостановка деятельности для организации.
Коротко для предпринимателя
- Паспорт антитеррористической безопасности нужен объектам массового пребывания людей (где одновременно могут находиться более 50 человек), а также организациям, которые по основному коду ОКВЭД попадают под действием регламентов об антитеррористической защищенности.
- За разработку документа отвечает правообладатель объекта: собственник, управляющий или арендатор. Паспорт можно разработать своими силами или заказать в специализированной компании.
- Документ нужно согласовать с представителями государственных органов, которые участвовали в обследовании и категорировании объекта (это могут быть специалисты МЧС, Росгвардии, МВД, ФСБ, Минкультуры и пр.).
- Срок действия паспорта зависит от конкретного регламента.
- Проверка наличия и актуальности паспорта АТЗ проводится ежегодно. В случае нарушений возможна административная ответственность в отношении руководства компании и самого юридического лица.