На сайте компании размещают не только название и описание деятельности. Закон также требует выкладывать соглашения, которые регулируют обработку персональных данных и отправку рекламных сообщений. Рассказываем с экспертами, какие документы нужно разместить, чтобы избежать штрафов.
Правила обработки персональных данных
Этот документ нужен, если на сайте есть форма сбора контактов посетителей. Например, форма для обратной связи, сбор адресов электронной почты, регистрация пользователей, а также если ресурс собирает файлы cookie. Также надо повесить значок, что сайт использует «Яндекс.Метрику» или систему Google Analytics.
Если говорить простыми словами, то сайт должен рассказать посетителям, каким образом ведет сбор данных. Это требование закона, который защищает персональные данные пользователей.
Другой момент — это согласие на обработку персональных данных (ПД). Он может входить в политику или размещаться отдельно. Важно рассказать, как именно компания собирает данные и с какой целью. Например, сайт собирает email, чтобы отправлять рассылку или рекламные предложения.

На сайте Неба есть положение о конфиденциальности персональных данных
Екатерина Цибизова, управляющий партнёр «ЮК Цибизова и партнеры»:
«Согласие, помимо текста (“Согласен на обработку персональных данных”), содержит окно, где сам пользователь должен либо проставить галочку, либо нажать кнопку, то есть выразить свое согласие явным образом.
Владелец сайта не имеет права заранее проставить галочку. Дело в том, что когда пользователь производит это действие сам, он акцептирует оферту (согласно п.435 ГК РФ). Если галочка уже была, получается, что кто-то уже до пользователя акцептировал оферту. И у владельца не получится доказать, что пользователь был согласен с обработкой персональных данных».
Штрафы за отсутствие информации об обработке ПД:
- До 3000 рублей для физических лиц.
- До 12 000 рублей для должностных лиц.
- До 20 000 рублей для ИП.
- До 60 000 рублей для компаний.
Штрафы за обработку ПД без согласия:
- До 6000 рублей для физических лиц.
- До 20 000 рублей для должностных лиц.
- До 100 000 рублей для компаний.
Правила сотрудничества с клиентами
Если сайт не только предоставляет информацию, но и продает товары с услугами, то на ресурсе размещают пользовательское соглашение, договор или оферту. В документах прописывают сроки, стоимость и общие правила взаимодействия между сторонами.
Евгения Чижевская, основатель юридического консалтинга Legal & Wise
«В договоре также всегда прописывается обязательства и ответственность сторон. Потому что обязательства и ответственность есть не только у исполнителя, но и у заказчика (например, недостаточно купить доступ к обучающему курсу, чтобы получить знания и навыки. Надо еще его пройти и сделать домашние задания; ответственность исполнителя — дать доступ к курсу, выложить материалы, проверить ДЗ, но послушать лекции и ДЗ выполнить — это уже ответственность заказчика). Это может показаться очевидными вещами, но с точки зрения закона они неочевидны.
Также в договоре всегда прописывается порядок осуществления возвратов (чтобы не возникало необоснованных требований по возвратам средств за уже оказанные услуги). Договором можно дополнительно защитить права исполнителя на его авторские материалы от незаконного копирования или перепродажи; и много чего еще в зависимости от типа услуги и ниши».
Штрафы за неразмещение документов:
- До 2000 рублей для физических лиц.
- До 4000 рублей для ИП.
- До 40 000 рублей для компаний.

Небо — это удобный сервис для сдачи отчетов в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат.
Правила отправки рекламных сообщений
Пользователи должны оставить согласие, если согласны получать рекламные предложения от владельцев сайта. Это требование закона, и важно понимать, что это согласие отличается от разрешения на обработку персональных данных.
На сайте размещают отдельную форму или соглашение, чтобы взять разрешение на отправку рекламной информации. Поэтому убедитесь, что соблюдаете эти правила, если собираетесь сделать не информационную, а рекламную рассылку.
Штрафы за рассылку рекламы без согласия:
- До 2500 рублей для физических лиц.
- До 20 000 рублей для должностных лиц.
- До 500 000 рублей для компаний.
Правила размещения реквизитов компании
На сайте нужно обязательно указать название компании и все реквизиты: юридический адрес и фактический адрес, ИНН, ОГРН, ОГРНИП, чтобы пользователи могли проверить эти данные на сторонних ресурсах.
Владельцы сайтов обязаны и указывать контактные данные, ФИО, чтобы пользователи или контролирующие органы могли связаться с владельцами ресурса.
Контролирующие органы могут выписать штраф до 20 000 рублей, если при проверке не найдут на сайте реквизиты компании.
Георгий Габолаев, генеральный директор компании «Группа-А»
«Практика показывает, что контролирующие органы регулярно проводят мониторинг сайтов на предмет соблюдения требований законодательства. Нарушения фиксируются, и к ответственным лицам применяются соответствующие санкции. Особое внимание уделяется сайтам, собирающим персональные данные, а также осуществляющим дистанционную продажу товаров и услуг. Обеспечьте доступность и прозрачность информации для пользователей, размещая ссылки на ключевые документы в видимых местах сайта».
Коротко для предпринимателя
- Владельцы сайтов обязаны размещать на сайте реквизиты компании.
- Контролирующие органы уделяют особое внимание на то, как сайты соблюдают правила обработки персональных данных. Нужно предупредить клиентов, что ресурс собирает ПД, а также брать согласие, если сайт занимается рассылкой информации.
- На ресурсах нужно размещать договоры, которые регулируют взаимоотношения с пользователями. Например, договоры и оферты.