Офлайн-магазины обязаны размещать ценники на товары. При этом закон разрешает любой внешний вид для ценников, но подача информации строго регламентирована. Если продавцы нарушают эти правила, то получают крупные штрафы. Рассказываем, как правильно указывать стоимость товаров.
Какие правила регулируют оформление ценников
С 2021 года в России действуют правила для продажи в розничных магазинах. В документы закреплены все условия для оформления ценников в офлайн-магазинах. Кроме этого, в законе «О защите прав потребителей» прописано, что покупатели имеют право знать о ценах на товары и услуги.
Соблюдений правил контролирует Роспотребнадзор. В 2024 году в стране действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса, но инспекторы имеют право посетить торговую точку, если была жалоба от покупателей. Иногда инспекторы приходят и с плановыми закупками.
7 правил оформления ценников
Ценники оформляют на каждый товар. Если есть возможность, то ценник вешают на каждую позицию. Например, так делают для одежды. Для продуктов одинаковой стоимости допускается один ценник на полку, где лежит товар.
Если в магазине проходит акция, то правила разрешают сложить разные товары в одну корзину и повесить для всех ценник с одной ценой.
На ценнике пишут название и цену товара. Стоимость указывают за штуку или за вес или длину. Для фасованного товара обязательно пишут общую стоимость за вес и цену данной фасовки. Стоимость указывают только в рублях, и цена в чеке должна быть такой же, как на ценнике.
Закон разрешает разный вид ценников. В 2024 году разрешают делать ценник на бумаге, электронном табло или доске. Главное, чтобы была нужная информация.
На ценниках не указывают НДС. Налог на добавленную стоимость входит в цену, и его не нужно указывать.
На ценнике можно ставить 2 цены. Закон разрешает зачеркивать старую цену и указывать новую со скидкой. Кроме этого, допускает указывать сниженную цену для отдельных категорий покупателей: льготников или владельцев карт лояльности.
Разрешают указывать цену в кредит. Если товар можно купить в кредит, то можно указать это в ценнике, но покупатель должен получить график платежей. График в ценнике прописывать не надо.
Нельзя ставить разную цену для формы оплаты. Если клиент платит картой или наличкой, то цена должна быть одинаковой для каждой форм оплаты.
Небо — это удобный сервис для сдачи отчетов в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат
Штрафы за неправильное оформление ценников
Если предприниматели неправильно оформляют ценники, то Роспотребнадзор выписывает штрафы:
- До 30 000 рублей. ИП или ООО могут получить штраф от 1000 рублей до 30 000 рублей за товар без ценника или за неправильную информацию в ценнике.
- До 40 000 рублей. Закон не допускает навязывание дополнительного товара. Например, продавать телефон по меньшей стоимости, если покупатель берет его с чехлом. За это предусмотрены штрафы от 2 000 до 40 000 рублей.
- До 50 000 рублей. Продавцы получат штраф от 10 000 до 50 000, если указали в ценнике неактуальную цену. Так делать нельзя, и закон не разрешает писать, что стоимость можно узнать у продавца. Если покупатель платит больше, чем на ценники, то закон называет это обсчетом.
- До 50 000 рублей. Штраф от 15 000 до 50 000 грозит продавцам при разной цене за покупку наличкой или картой. Это не считается скидкой.
Главное для бизнеса
- Для ценников разрешен разный внешний вид, но прописаны строгие правила оформления.
- В ценнике указывают точную цену за штуку или за вес и длину.
- За неправильное оформление можно получить штраф до 50 000 рублей.