Налоговая усиливает контроль за бизнесом: с 2025 года изменятся правила применения контрольно-кассовой техники (ККТ) для рынков, общепита и интернет-магазинов. QR-коды заменят чеки, регистрацию кассы можно будет сделать онлайн, а кассовые проверки станут дистанционными. Рассказываем, как бизнесу подготовиться к нововведениям и избежать штрафов.
Как регистрировать ККТ с 2025 года
Сейчас процедура проходит в несколько этапов, каждый из которых требует значительных затрат времени и сил. Сначала предприниматели подают заявление в ФНС (вместе с информацией о кассовом аппарате и договором с оператором фискальных данных): это можно сделать при личном визите, либо дистанционно, через кабинет налогоплательщика. После этого инспектор в срок до 10 рабочих дней проверяет комплектность документов и корректность их заполнения.
При перерегистрации (например, при окончании срока действия ФН) приходится заново проходить все этапы процедуры.
С 1 марта 2025 года зарегистрировать новую или перерегистрировать работающую кассу станет проще и быстрее. Законодатели обещают сократить рассмотрение заявления до 5 дней и снижение бумажного документооборота за счет следующих изменений:
- Подача заявления онлайн. Прием документов будет проходить без посещения ИФНС. Заявление налогоплательщики смогут подать через сайт налоговой, производителя ККТ или Госуслуги (последний вариант уже работает, но только весной 2025 года будет закреплен в законе официально).
- Автоматическая перерегистрация при замене фискального накопителя или изменении ПО. Заново регистрировать технику не потребуется, достаточно будет указать в личном кабинете на сайте ФНС обновленные параметры регистрации аппарата.
Регистрация ККТ через личный кабинет на сайте ФНС РФ. Источник: https://www.nalog.gov.ru/
Отметим, что налоговики смогут в одностороннем порядке снимать кассовую технику с учета, если предприниматель откажется предоставить ее для осмотра в рамках налоговой проверки. Ранее такая мера воздействия применялась лишь в трех случаях: нарушение требований закона, окончания срока действия ключа ФН и закрытие ИП или ООО.
Как выдавать фискальные чеки по новым правилам
Еще 10 лет назад кассир в обязательном порядке выбивал бумажный чек и отдавал его покупателю. С 2017 года добавили электронный формат фискального документа, который можно отправить клиенту по СМС или на e-mail. С 2025 года у бизнеса появятся еще 2 способа:
- Через QR-код: при оплате покупатель сможет самостоятельно считать с экрана информацию с данными о покупке, включая наименование товаров, сумму и номер чека. Это позволит сократить время обслуживания клиентов и снизить затраты на бумагу.
- Продавцы смогут отправлять чеки в специальное приложение, где хранится информация обо всех расчетах за товары и услуги: для этого нужно запросить у клиента его контактную информацию (номер телефона и e-mail) и добавить ее в чек. Система автоматически направит фискальный документ в систему «Мои чеки онлайн», после чего потребитель сможет в любой момент открыть его и проверить.
Источник: сайт «Мои чеки онлайн» https://lkdr.nalog.ru/
Также отметим, что ФНС в своем письме напомнили о рекомендуемых правилах оформления чеков:
- размер символов – от 2 мм;
- интервал между строками – не менее 0,5 мм;
- контрастность от 40%.
На текущий момент конкретные технические требования в ФНС еще не сформулировали.
Еще одно изменение коснется предпринимателей, которые принимают платежи по СБП: в 2025 году такой способ расчета официально приравняют к безналичной оплате, поэтому при расчетах в обязательном порядке нужно сформировать чек и передать его любым из доступных способов клиенту. Данное требование действует и в настоящий момент, но лишь в формате разъяснений Минфина. В следующем году его официально закрепят в тексте закона.
Кто может обойтись без ККТ в 2025 году
Работать без кассы по-прежнему смогут самозанятые, предприниматели, работающие в труднодоступных местах, продавцы газет и журналов и другие категории, перечисленные в законе о ККТ. С 1 марта 2025 года в правила добавят еще несколько пунктов:
Могут работать без кассы | Обязаны использовать ККТ | |
ИП, работающие в сфере образования и спорта | деятельность является основной в соответствии с кодами ОКВЭДесть лицензияполучают оплату безналичным переводом | Клиенты расплачиваются наличными или банковской картой |
Пункты приема вторсырья | Принимают стеклотару, картон, утильсырье и пр. | Работают с ломом металлов, драгоценных металлов и камней |
Сельхозкооперативы | Освобождены от использования ККТ до 1 сентября 2025, если:реализуют продукцию в розницу;заключают с покупателями договоры купли-продажи;сразу отгружают товар. | Продают товары оптом и в розницу, причем дата отгрузки может не совпадать с моментом расчета или подписания договора. |
Новые регионы РФ | До 1 февраля 2025 года, кроме отдельных категорий | С 1 февраля 2025 года |
Отдельно остановимся на изменениях, которые затрагивают рыночную и ярмарочную торговлю. Закон освобождает от использования онлайн-касс:
- налогоплательщиков на ЕСХН с торговыми площадями до 15 м², если покупатель сразу забирает товар;
- ИП на патенте, работающих на ярмарках выходного дня (если общее число участников не превышает 50), в следующих сферах:
- изготовление молочной или хлебобулочной продукции;
- переработка овощей и фруктов;
- услуги платных туалетов;
- оказание бытовых услуг (изготовление ключей, чистка и реставрация ковров, ремонт одежды и обуви);
- розничная торговля без торгового зала и пр.
Для остальных категорий предпринимателей, арендующих места на ярмарках и рынках, будет действовать послабление: до конца 2025 года они вправе не указывать в чеке наименование и количество товара.
Все эти правила затрагивают только тех, кто торгует с открытых прилавков. Если предприниматель работает в магазине, киоске, павильоне (вне зависимости от их местоположения), то он обязан использовать кассу.
Какие обязанности появятся у владельцев рынков и ярмарок
С 1 марта 2025 года руководство рынков обязано регулярно проверять новых и уже имеющихся арендаторов на наличие зарегистрированной по всем правилам онлайн-кассы. Если по закону предприниматель должен работать с ККТ, но не делает этого, УК выдает предписание, а в случае неисполнения — приостанавливает деятельность арендатора. Если за 15 рабочих дней предприниматель не успеет решить вопрос с регистрацией кассы, то УК должна расторгнуть арендный договор.
За нарушение этих правил в КоАП ввели новые штрафы. Для должностных лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юридических — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Как изменились правила выдачи чеков для заведений общепита
С 1 марта 2025 года вступят в силу обновленные правила работы онлайн-касс в кафе и ресторанах: работники должны будут выдавать посетителям бумажный чек сразу после обработки заказа.
По замыслу законодателей это поможет бороться с ситуациями, когда заведения не оформляют фискальные чеки после получения денег от клиентов. Например, кафе выдают пречеки с перечнем позиций и суммой заказа, а затем, после оплаты, не всегда проводят покупку через кассу.
С новыми поправками весь процесс будет выглядеть следующим образом:
- посетитель делает заказ;
- сотрудник заносит его в онлайн-кассу, а чек отдает клиенту;
- по окончании визита посетитель оплачивает заказ.
Если заведения не выполняют эти требования, то получат штрафы:
- для предпринимателей и должностных лиц — от 25 до 50% суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 75 до 100% суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тыс. руб.
Коротко для предпринимателя
- Зарегистрировать и перерегистрировать ККТ с 2025 года можно будет дистанционно, без визита в налоговую. Это позволит значительно сократить время обработки документов.
- Для перерегистрации не придется заново собирать документы: достаточно будет внести обновленные данные в личном кабинете ФНС.
- Налоговики смогут снимать онлайн-кассы с учета, если налогоплательщик отказался предоставить технику для осмотра в рамках налоговой проверки.
- Предпринимателям не обязательно распечатывать чек: можно просто продемонстрировать QR-код на экране. Покупатель после сканирования получит всю информацию о проведенном расчете.
- При оплате через СБП продавцы обязаны будут выдавать кассовый чек.
- Тренеры и репетиторы со статусом ИП смогут работать без кассы, если у них есть лицензия, а клиенты рассчитываются только безналичными переводами (оплата картой не в счет).
- Отдельные категории продавцов на рынках и ярмарках с малыми торговыми площадями смогут работать без ККТ. Для остальных будет действовать упрощенная форма чека без количества и наименований товаров.