Некоторые предприниматели просят клиентов оставить номера телефонов, ФИО или заполнить расписку, что покупателю объяснили правила поведения в парке или другом месте. Покупатель может отказаться от этого, а бизнес не может отказать в обслуживании по этой причине. Рассказываем, как быть в подобной ситуации.
Может ли клиент не предоставлять персональные данные
По закону, клиент имеет право не давать бизнесу персональные данные, а бизнес не может за это отказать в предоставлении услуг. Получается, что если клиент бронирует столик в кафе, то он не обязан оставлять номер телефона. Покупатели в целом могут отказываться сообщать номера телефонов, дату рождения, имя и фамилию.
Роспотребнадзор в целом всегда на стороне клиента в подобных ситуациях. С 2022 года в России действует закон, который запрещает бизнесу отказывать клиентам, если они не хотят оставлять личные данные. Это сделали, чтобы банки или маркетплейсы не досаждали лишний раз покупателям.
Надо сказать, что законодательство России не конкретизирует того, что относится к персональным данным. По факту — это любая информация о клиенте. Например, в Пскове аквацентру запретили собирать с посетителей расписку, что они принимают правила поведения в бассейне.
Что будет, если отказать клиенту, который не оставляет данные
Роспотребнадзор штрафует бизнес, который отказал клиентам, которые не раскрывают свои персональные данные:
- ИП — от 5 до 10 тысяч рублей.
- ООО — от 30 до 50 тысяч рублей.
При этом клиенты могут потребовать компенсацию, если бизнес отказал в обслуживании.
Как заставить клиента оставить персональные данные
В законе есть 2 случая, когда клиент обязан предоставлять личные данные:
- Без этого нельзя продать товар или оказать услугу. Например, доставщики еды не найдут адрес клиента, а банк не сможет выдать кредит.
- Это требование закона. Например, алкоголь или сигареты можно продавать только совершеннолетним покупателям.
При этом клиент всегда может спросить, почему его просят раскрыть персональные данные. Если вопрос пришел в бумажном письме, по email, через Telegram или WhatsApp, то предприниматель должен ответить в течение 7 дней.
Если покупатель задает этот вопрос лично в момент покупки, то продавец или собственник обязаны сразу ответить. Поэтому если для вашей работы нужны персональные данные клиентов, то обсудите этот вопрос с юристами.
Коротко для предпринимателя
- Клиент имеет право отказаться давать персональные данные, если для этого нет требования закона.
- Бизнес не может отказаться обслуживать клиента, если покупатель не предоставляет персональные данные.
- Предпринимателю следует заранее обсудить с юристами, как собирать данные без нарушения закона.