В сентябре изменился Закон о защите прав потребителей. Появились пункты, которые нельзя включать в договор с покупателем. За нарушения можно получить штраф до 50 000 рублей. Рассказываем про изменения и какие документы надо пересмотреть продавцам.
Недопустимые условия с точки зрения защиты прав потребителей
В Законе о защите прав потребителей есть 16 статья, где собраны 12 недопустимых условий в отношениях между продавцом и покупателями.
Расторжение договора по желанию продавца
Если покупатель не оплачивает товар или услуги, то продавец имеет право разорвать договор. А вот в других случаях это запрещено. Например, вы продаете рюкзаки за 5 000 рублей, а логистика подорожала. Вы не имеете права поднять цену до 8 000 рублей, если первая цена указана в договоре. Изменить цену можно только с согласия клиента.
Ограничения мест для проведения суда
Закон дает право потребителю выбрать место, чтобы подать в суд на продавца. Если покупатель живет в Казани, а продавец в Москве, то суд могут провести в Казани. Кроме этого, покупатель может выбирать территорию по месту регистрации, заключения договора, по месту регистрации ООО или ИП, месту нахождения перевозчика.
Штрафные санкции за отказ от договора
Покупатель имеет право отказаться от товара или услуги. При этом он не обязан платить за это штраф. Но продавец может потребовать оплатить работы, которые уже сделаны. Например, положили ламинат в двух комнатах вместо трех, значит, за 2 комнаты придется заплатить.
Ответственность продавца
В договор нельзя включить пункт, который снимает ответственность продавца. Если вы привезли битую плитку покупателю, то нужно заменить или оплатить непригодные экземпляры. При этом в договоре все еще можно внести понятия форс-мажора и обстоятельств непреодолимой силы.
Дополнительные услуги и товары без согласия
В договоре нельзя прописывать условия, что какой-то товар нужно купить обязательно в паре с каким-то другим товаром.
Платные товары и услуги без согласия
В договоре надо сразу расписать все работы, которые выполняет исполнитель. Если нужны какие-то дополнительные работы, то их заранее обговаривают. Например, если проводите ТО для автомобиля, то надо сразу предупредить, что будет платная мойка.
Ограничение способов оплаты
Покупатель имеет право выбрать удобный способ оплаты. Поэтому когда продавец говорит, что принимает только наличные, то должны быть веские обстоятельства. Например, отсутствие интернета на этой территории.
Уменьшение неустойки
Есть размеры неустойки, которые может потребовать покупатель. Продавец может увеличить эти суммы, а уменьшить не получится:
- 0,5% — срыв сроков передачи оплаченного товара.
- 1% — срыв сроков для требований покупателя при продаже товара с браком.
- 3% — срыв сроков для выполнения работ.
Ограниченный выбор для замены товара с браком
Если покупатель обнаруживает бракованный товар, то он имеет право его заменить или получить деньги назад. В договоре нельзя прописать какие-то ограниченные условия. Например, что за брак возмещаются только какой-то процент от стоимости.
Досудебный порядок решения конфликтов
Судебные споры регулируют отдельные законы, но в договоре нельзя прописать, что клиент сначала обязан написать претензию на имя руководителя фирмы. Например, кран для ванной протекает и вода залила соседей. Покупатель сразу подает в суд, а не ждет несколько недель, пока предприниматель рассмотрит жалобу.
Обязанности что-то доказывать
По закону клиент предъявляет претензии, а продавец должен доказать свою правоту. Не получится переложить эту обязанность на клиента.
Ограничение клиента в способах претензий
Клиент может жаловаться в Роспотребнадзор, суд, юридические компании и так далее. В договоре нельзя ограничить эти способы.
Что нужно изменить в договорах оферты
Если в договоре будут условия, которые не предусмотрены Законом о защите прав потребителей, то можно получить штраф от 10 000 до 20 000 рублей. При этом покупатели могут сами найти в договоре неприемлемые условия и потребовать убрать эти пункты. Тогда у предпринимателя есть 10 рабочих дней, чтобы согласиться или оспорить это требование.
Как персональные данные влияют на продавцов
Обновления в законе устанавливают, что покупатель имеет право не давать свои персональные данные, а продавец должен все равно заключить договор. При этом есть только 2 исключения, когда покупатель должен предоставить персональные данные:
- 115-ФЗ. То есть клиенты финансовых организаций или ювелирных магазинов обязаны предоставлять эти данные.
- Без этого нельзя выполнить договор. Например, продавцу нужен телефон для оформления карты постоянного покупателя. Надо объяснить клиенту, для чего берут его данные и сослаться на закон.