В торговле практически всегда есть место воровству. Недостача, пересортица, непробитые чеки — это схемы, которые используют продавцы и кассиры для обмана. Рассказываем о причинах кражи на работе и как этого избежать.
Короткая версия для предпринимателей
Как понять, что сотрудники воруют
Часто предприниматели сами закрывают глаза на воровство. Потому что убытки вроде небольшие и не хочется тратить силы на поиск новых продавцов. Возможно, они будут еще хуже. Это понимают продавцы и стремятся воровать небольшие суммы, а также минимальные партии товара. Получается, что хозяева закрывают глаза, а сотрудники этим пользуются. Но все это может однажды привести к совсем большим убыткам и лучше пресекать воровство сразу же.
Есть несколько показателей, что продавцы нечисты на руку:
- Расхождения при инвентаризации. Например, на складе должно быть 15 пар кроссовок, а по факту 13.
- Недосдача.
- Расхождение в продажах и чеках.
- Отрицательные остатки. Например, на складе было 15 пар кроссовок, продали 15, но на складе оказалось еще 2 пары.
- Частые операции по аннулированию и редактированию чеков.
- Пересортица. Например, коричневых кроссовок не хватает, а таких синих оказалось больше.
Все эти ошибки выявляют, когда собственник контролирует процессы работы, а также ведет финансовый учет. Иногда и покупатели оставляют жалобы, что кассир выдал чек с неправильной суммой или не дал нужного количества товара.
Как продавцы обманывают собственника
Есть несколько способов, которые используют продавцы, чтобы заработать больше, чем предлагает собственник:
- Непробитие товара. То есть покупатель покупает товар, но чек не получает или покупает 5 товаров, а в чеке всего 3.
- Продажа по низкой цене и замена штрихкодов. Продавец продает кроссовки, которые стоят 4 000 рублей за 6 000 рублей. Покупатель не получает чек, а разницу продавец забирает себе.
- Редактирование чека. Сначала чек оформляется правильно, а затем из него убирают некоторые позиции.
- Ложный возврат товара. Например, кроссовки вроде бы вернули, но коробка пустая. А деньги продавец забрал себе. Обычно такое делают в сговоре.
- Замена штрихкода весового товара. Такое тоже делают в сговоре и переклеивают штрихкод дешевого товара на дорогой.
- Списание товара. Товар вроде списали, а продавец затем продает его по собственным каналам.
- Использование скидок. Продавец вроде использует скидку, но покупатель покупает товар по полной стоимости.
- Перезагрузка кассы. Идет процесс покупки, а кассир перезапускает кассу. Покупатель не хочет ждать и уходит без чека.
- Лишняя позиция в чеке. Такое бывает, когда покупатель берет большой объем товара, а продавец пользуется невнимательностью. Лишние деньги идут в карман продавца.
Все эти схемы могут использовать все вместе или выбрать какую-то одну. Все зависит от вида торговой точки и отношения собственника к контролю.
Небо — это удобный сервис для сдачи отчетов в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат.
Как прекратить воровство сотрудников
На самом деле речь больше о контроле за бизнесом. Если предприниматель регулярно проводим инвентаризацию, в торговом зале стоят камеры наблюдения, а также ведутся бухгалтерский и финансовый учеты, то воровство можно обнаружить быстро. Если этого не делать, то сотрудники получат шанс безнаказанно воровать. Поможет и автоматизация кассового учета для соблюдения порядка с остатками.
В нашем блоге есть статья про особенности инвентаризации в малом бизнесе. Прочитайте, чтобы этот процесс был безболезненным и максимально эффективным. Кроме этого, в нашем блоге есть статья, как собственники бизнеса борются с воровством при помощи детектора лжи.
Не забывайте и простые правила организации работы:
- Сделайте объявление для покупателей, чтобы они не делали покупки без чека.
- Проводите регулярную инвентаризацию.
- Не позволяйте продавцам и кассирам делать записи в телефон или блокнот, которые не относятся к работе.
- Привлекайте тайных покупателей.
Почему сотрудники воруют
Можно ловить на воровстве, можно заранее проверять работников на детекторе лжи, но неплохо и понимать причины воровства. Возможно, в бизнесе не все так хорошо, если кассиры или продавцы идут на это. Вот основные причины:
- Низкая зарплата. Возможно, стоит поднять зарплату и тогда воровство прекратится.
- Отсутствие контроля. К сожалению, некоторые не могут справиться с соблазном и нарушают правила, так как нет наказания.
- Личные проблемы или обида на руководство. Тут вопрос к коммуникации внутри компании. Всем мил не будешь, но иногда нужно быть более внимательным к работникам.
Лучше заранее позаботиться о том, чтобы сотрудники не воровали. Потому что доказать факт воровства довольно трудно. Придется привлекать свидетелей и представить доказательства. Поэтому лучше заранее предотвратить такую возможность для продавцов.
Коротко для предпринимателя
- Продавцы и кассиры воруют из-за личных проблем или из-за отсутствия контроля.
- Есть несколько схем, которые применяют сотрудники. Например, фиктивный возврат или непробитие чеков.
- С воровством можно бороться с помощью контроля, детекторов лжи и автоматизации учета.
- Лучше заранее уменьшить вероятность краж, так как воровство довольно трудно доказать.